TomkaD - mente et malleo... (tomkad) wrote,
TomkaD - mente et malleo...
tomkad

Categories:

ВИНОГРАДОВО - ИРШАВА (Боржавская УЖД). Катание на узкоколейной "кукушке"...

... или приключения на Диком Западе Украины

Одной из главных целей нашей июльской покатушки в Украину была так называемая Боржавская УЖД, расположенная в Закарпатской области. Это одна из 3-х действующих в стране узкоколейных дорог общего пользования ( это значит, что по ней ходят "игрушечных" размеров и с такой же скоростью, но ПАССАЖИРСКИЕ ПОЕЗДА). В Беларуси, к слову, нету ни одной такой дороги - все только "торфовозки". Ближайшая к нашей территории украинская УЖД, на которой можно обкатать чудо-состав, расположена на Полесье между пунктами Антоновка (станция на линии Сарны-Ковель) и Заречное (райцентр в 63 км от Пинска) что в Ровенской области. Об этой дороге и способах попадания туда можно читать здесь (большой отчет о велдопоездке) и здесь(автостоп).



Боржавская УЖД наверное наименее востребована пассажирами. Все отчеты, которые я видел о ней зачастую сообщают, что единственными пассажирами на рейсе были два-три человека, которые вроде нас специально приехали издалека чтобы прокатиться. А если бы не приехали? Состав шел бы и вовсе пустым? В 2009 году впервые появилась информация о закрытии дороги, а в 2011 году сообщали, что закрытие состоялось (источник ). Но к счастью все это пока байки: в июле 2012 мы успешно прокатились в поезде от Виноградово до Иршавы.


Ясным июльским днем в районе 7 утра мы с Олей оказались на станции Виноградово-Закарпатское, что расположена на линии Солотвино - Батево. День обещал быть ясным и оооочень знойным (как затем оказалось температура достигла значения +40!)



Многие приезжие сюда вольные путешественники частенько восклицают "Техас!" Я согласен с ними. Такое впечатление создает и здание станции выполненное в стиле американских "вестернов", да и сама обстановка в маленьком городке с его тихой размеренной жизнью. Ну а если еще вы прокатитесь на поезде-кукушке, то точно убедитесь в правильности этого сравнения



Я правда  говорил в тот день не "Техас", а "Дикий Запад" Украины  :)



Городок Виноградово (25 т.ж.) расположен в долине реки Тиса, в 15-20 км от границы с Румынией и в ...км - с Венгрией. К слову среди местных жителей большинство здесь  - этнические венгры. Вывески на магазинах и разных учреждениях в городе дублируются и на венгерском языке. Многие жители ежедневно ездят на работу именно в страну-соседку.



Вид в сторону Солотвино



Зал ожидания. Справа вроде как камера для залетных ковбоев, но вот где комната шерифа? ))



Путеводитель по Украине сообщает, что в Виноградово на вокзале "Запрещено плевать на платформу перед поездом! Нарушителя ожидает штраф". Об этом сообщает специальная табличка, которую я к сожалению не нашел.



С обратной стороны вокзала тоже находятся пути, но только они уже узкоколейные. 750мм против 1520 мм нашего советского стандарта. На путях стоит наш чудо-поезд под тягой тепловоза ТУ2-098. Когда-то на Минской Детской железной дороге был один такой, а теперь остались только ТУ-7, которые мне если честно нисколько не доставляют.



Собственно путевое развитие за зданием вокзала являются отдельной станцией, которая носит название Виноградово-Малое. Ежедневно отсюда отправляется четыре пассажирских поезда, два из которых следуют до глухой станции Хмельник, а два едут дальше до Иршавы (райцентр недалеко от трассы Ужгород - Ивано-Франковск). Наш рейс до Иршавы отправляется в 8.05. Расстояние около 60 км мы должны будем преодолеть за 1,5 часа, но в реале в этот день получилось на 40 минут дольше!!!.





Наконец приведу карту, чтобы можно было немножко сориентироваться. Дорога была открыта в 1908 году. Максимальная длина Боржавской УЖД составляла 123 км, а нынче используется только 62км (красная линия). За Иршавой дорога пролегала вдоль горных рек в направлении поселка Лисичево. В горах имелось несколько ответвлений в различных направлениях. Раньше оттуда возили лес, известняк и пр. Как гласит энциклопедия "Младший брат" : "В 2008 году по дороге несколько раз в неделю по ночам ходит "дизель". Это делается для того, чтобы не растащили пути. Тем не менее путь за Иршавой растащен. По понедельникам, средам и пятницам локомотив на ночь уходит с Хмельника на Берегово в депо."


Пассажирское сообщение, как уже говорилось, существует только между Виноградово и Иршавой, однако популярностью  среди пассажиров поезд конечно не пользуется: 25км автомобильной дорогой за полчаса, против 62 км за 2-2,5 часа по железке - чего тут сравнивать?

На фотографиях выше  читатель уже мог обратить внимание на "перманентный срач" на площадке в районе вокзала. На всех фотографиях своих друзей впечатление по Виноградово у меня складывалось именно так



На самом же деле городок сам по себе очень приятный и ухоженный, со множеством достопримечательностей, беглый осмотр которых мы устроили в течении часа свободного времени. В чем же причина такой засранности? Ответ пришел из отчета моего друга Жени Громова, который в марте 2011 года мог наблюдать интересную картину:

"Колоритный вокзал и стихийный рынок на путях узкой колеи... Рынок на путях всё больше расширялся. Мне же было интересно вот что: тепловоз ТУ2-034 к трём вагонам был прицеплен со стороны тупика, следовательно, ему ещё нужно было «обогнаться». Но как?! Пути завалены всякой торгашеской фигнёй. Я ждал развязки с фотоаппаратом наготове: тепловоз подъезжал торгашам, и вовсю дудел пока прямо перед ним всё не сворачивали. Следующие торгаши также не спешили освобождать путь."



Фото Евгения Громова. Источник
Стоит ли дальше что-то объяснять?



Погуляв по Виноградово, мы вернулись к составу и приобрели билеты до Иршавы у кассирш, которые стояли на посадке.



За 10 минут до отправления мы были первым и вторым пассажирами поезда. Перед самым отправлением в наш вагон забрался еще один пассажир с великом, который затем всю дорогу общался по-венгерски с кондуктором.









И вот, наконец, путешествие начинается! Мы отправляемся! Всем посетителям Минской ДЖД должны быть узнаваемы эти вагончики Демиховского производства. Тут они  не стилизованы под детскую тематику, а отражают суровую реальность УЗ



Я предполагал в теории, что в  тамбурах закопченных и грязных вагончиков двери не закрываются, как это было на Антоновской УЖД, на практике так и оказалось...

Стоя в тамбуре, можно спокойно наблюдать за проносящимися мимо полями, лесами и сельскими подворьями, а можно к тому же и просто сидеть на подножке вагона свесив ноги вниз, что мы попозже и проделали


Приятно было наблюдать за восхищенным лицом человека, который вобщем-то далек от железнодорожных увлечений. Такая поездка, уверен, никого не оставит равнодушным!

В детстве я только мечтал едучи в поезде быть максимально приближенным к окружающей природе, а теперь я это проделываю уже на второй железной дороге! И в этот раз со своей любимой, которая осталась просто в восторге от покатушки :)

Вид из последнего тамбура. Состав идет по равнинной местности, огибая небольшие горы с высотами до 300 м. Далее, после Хмельника, уклон начинает постепенно расти, но об этом потом




Наш поезд "мчится" со скоростью велосипедиста-любителя, поэтому каждый желающий может посоревноваться с нами в скорости



Когда состав заходил в длинные кривые, можно было каждый раз увидеть машиниста, который высунувшись из кабины оглядывал состав, а может просто наблюдал за нами.



В ходе одной из таких вылазок мне удалось запечатлеть его за работой



В принципе его можно было понять, потому как ехать в тамбуре по образцу дороги "Антоновка-Заречное" здесь очень не безопасно. Почему?

А вот почему. Смотрите сами.

Подъезжаем



Стоит добавить, что кустарник  - не что иное как колючая акация! Немножко зазеваешься и получишь по ногам колючками! Это в лучшем случае

Длинными участками поезд "продирается" по перегону

Растения вплотную подступают к профилю дороги






А вот и деревце нарисовалось





В районе о.п. Шаланки пришлось наблюдать занятную картину: один из подсевших по пути железнодорожников бросил играть в карты, попрощался со своей компанией (опять же все говорили по-венгерски) и, дождавшись пока поезд доедет до одного из домов в поселке, он резво спрыгнул с поезда и преспокойно пошел домой!



Мы же пересели в другой вагон, оформленный в темных тонах




В тамбуре первого вагона дверь также открыта нараспашку. Можно видеть ТУ2 во всей красе, а также и помощника машиниста, расположившегося в задней кабине тепловоза. Мы поприветствовали его, он кивнул в ответ





Фото сессия продолжается )))

Наконец мы прибываем на станцию Хмельник - узловой пункт, с которого есть путь на Берегово, который к сожалению не используется.

Хмельник. Здание бывшей котельной



По Хмельнику стоянка минут 10-15. От состава отцепили первый вагон и отогнали его на соседний путь.



Дорогу до Иршавы предполагалось ехать в двухвагонном составе. Как я предположил, три вагона ему тяжеловато дальше тянуть  - далее идет вроде как подъем



Пока идет процесс формирования нашего состава, я осматриваю крайний путь станции. Он заставлен списанными вагонами и платформами





Среди них и жесткие "Пафаваги", среди которых я наделся увидеть купейные вагоны. Таковых к сожалению не оказалось...



Виды изнутри



ТУ2 возвращается на место



Наш состав готов ехать дальше. На улице тем временем становится невыносимо жарко



В результате перетасовки состава, мы оказались в первом вагоне.

Еще пара "не избитых ракурсов" с поездки

Далее стало ясно, что по расписанию в Иршаву мы не прибудем. Отставание напрашивалось где-то в полчаса, оказалось 40 минут. Это время мы оба задрыхли на лавках, и очнулись уже в Иршаве. Вот и закончено наше узкоколейное путешествие!





Деревянный снегочист в Иршаве



 До трассы Ужгород-Ив.Франковск от Иршавы около 5 км. В теории мы могли конечно вернуться на одну остановку обратно на "кукушке" в Сильце, однако решили больше не терять времени и воспользоваться услугами "шинокопытных" - автостанция находится тут же рядом.

Здание станции Иршава.



Добравшись до Сильца, мы сразу же на трассе словили маршрутку  и быстро укатили в сторону Рахова. Катание на УЖД окончено.
Tags: Украина, Фото, Френдам, Чыгунка, поездки, путешествия, узкая колея, фотолинии
Subscribe

Posts from This Journal “узкая колея” Tag

promo tomkad december 31, 2024 22:23 183
Buy for 30 tokens
"Кожны чалавек любіць сваю бацькаўшчыну, незалежна ад велічы і хараства сваёй прыроды, ад яе багацця і славы, ад таго дабрабыту, якім яна адорвае сваіх сыноў. Вандроўны жыхар паўночнай тундры любіць сваю суровую бацькаўшчыну не менш, чым жыхар яскравага, поўнага жыцця і фарбаў, багатага…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments