TomkaD - mente et malleo... (tomkad) wrote,
TomkaD - mente et malleo...
tomkad

Categories:

"Мозырская петля" история возникновения

Железнодорожный мост через реку Припять в Мозыре является самым длинным в Беларуси среди аналогичного рода мостов. Его длина составляет 600 м. Но не только этим интересна железная дорога в районе Мозыря. Если взглянуть на карту, то можно сразу увидеть своеобразную большую "петлю", которую делает железная дорога сразу после пересечения Припять. В чем дело? Этой петли вполне могло и не быть, если бы строители железной дороги в 1914 году выбрали альтернативный вариант - тоннель.

DSC06713


Несколько сотен тысяч лет назад в результате очередной крупной подвижки ледника, сформировалась крупная гряда на линии Сколодино - Мозырь - Юровичи - Хойники. Гряда была настолько мощной, что на протяжении многих тысячелетий она удерживала талые воды ледника стремившиеся к югу. Им приходилось обходить гряду с обеих краев, при этом не слабо её подпиливая. Наконец 15-17 тысяч лет назад  вода сделала своё дело и наконец пропилила гряду в районе нынешнего Мозыря. Так и до нынешнего дня это место занято русом Припяти, которая вынесла на юг талые воды со всего Полесья


В 1914 году, когда началась Первая Мировая война, царские власти наконец послушали Григория Лошкарева, владельца Озаричского имения, который еще в 1910 году издал в Петербурге брошюру "К вопросу о сооружении железнодорожной магистрали Жлобин - Мозырь - Овруч - Староконстантинов - Каменец-Подольский". 9 ноября 1915 года участок Овруч - Жлобин был введен в эксплуатацию, и наверное самым интересной его частью было место пересечения магистрали с Припятью и Мозырьской грядой. Здесь на протяжении каких-нибудь 2,5 километров дороге предстояло взобраться с отметки 112,0 до 200,0 м, и затем плавно спуститься до 160,0 м!



У инженеров было два пути: первый - строительство туннеля (тогда бы линия могла быть прямой как показано на карте выше), второй - пустить дорогу серпантином по склону гряды. Это значительно удлиняло путь, но было намного дешевле и быстрее (к тому же уже шла война), поэтому "петля" с легкостью выиграла.  Теперь когда спускаешься со стороны станции Козенки к Припяти, поезд буквально наклонен вниз и неслабо несется в кривой - спуск виден невооруженным глазом

Грузовой состав со станции Барбаров (станция Мозырьского НПЗ) спускается к Припяти




DSC06713

С реализацией такого проекта Беларусь распрощалась с наверное единственным реальным шансом заиметь железнодорожный тоннель. В литовском Каунасе к слову таковой имеется в похожей по происхождению местности.



Источник здесь

На последок несколько фотографий ж/д моста через Припять



EXP00030

В написании этого поста использовались также мысли и отсюда

Tags: Фото, Чыгунка, история, история ЖД, фотолинии, шляхамі Беларусі
Subscribe

Posts from This Journal “история ЖД” Tag

promo tomkad december 31, 2024 22:23 183
Buy for 30 tokens
"Кожны чалавек любіць сваю бацькаўшчыну, незалежна ад велічы і хараства сваёй прыроды, ад яе багацця і славы, ад таго дабрабыту, якім яна адорвае сваіх сыноў. Вандроўны жыхар паўночнай тундры любіць сваю суровую бацькаўшчыну не менш, чым жыхар яскравага, поўнага жыцця і фарбаў, багатага…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →