?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вчера вечерком (9.11.2011 прим. авт.) сидел и редактировал фотографии с давней поездки 2008 года. Тогда будучи студентом второго курса геофака я с одногруппником выбрался в Шумилинский район для посещения знаменитого "Великого камня" - самого крупного ледникового валуна найденного на территории нашей республики. Моя девушка глядя на фотки оного заявила мне, что "великий" уже не является самым крупным валуном - найден еще больших размеров и совсем недавно. Её сообщение меня как-то насторожило, особенно тот факт что найден камень под Мозырем (откуда ему такому здоровому там взяться-то на Полесье?). Сегодня утром решил поискать в сети информацию на эту тему и был просто поражен! Поражен той туфтой, которую распространяют наши грёбаные СМИ, что даже уже учителя географии ( а моя девушка является таковой) спокойно поддаются на такие дешевые утки и несут "просвещение" в детские (и не только) массы.



Источником новой "сенсации" послужило агенство "Интерфакс" , далее дошло до "комсомолки" и потом уже и не остановить процесс распространения сенсации... Читая статью я просто поражался всей той высосанной из пальца чуши. Теперь давайте почитаем вместе...

UPD:  Не прошло и дня с момента написания моего поста, как агенство оперативно поправило статью! Молодцы - действительно быстро реагируют ребята!  http://www.interfax.by/article/85384

UPD: Ну а спустя неделю после выхода этого поста интерфакс совершенно справедливо опубликовал опровержение на статью интерфакса о самом крупном валуне в республике. Журналисты обратились даже в БелНИГРИ (белорусский научно-исследовательский геологоразведочный институт) дабы проконсультироваться по поводу "камешка" (вот бы сразу!). Текст сегодняшней статьи Всем валунам валун можно прочитать внизу поста, дабы сравнить с предыдущими версиями...  

Итак 19 октября сего года вышла статья   В Мозыре нашли самый большой белорусский валун.  Читаем текст:

"В ходе земляных работ недалеко от деревни Дрозды Мозырского района был обнаружен гигантский камень, вес которого составляет более 90 тонн. Это, на сегодняшний день, самый большой обнаруженный валун в нашей стране
Чтобы поднять камень на поверхность, понадобилась специальная техника и два дня работы. После этого было принято решение сделать памятник природы одной из достопримечательностей Мозыря.

На днях мозырский валун был установлен в микрорайоне №4 на обозрение жителей и гостей города. Его размеры впечатляют: ширина – 5 метров, высота – 3 метра. Камень пришел на территорию Беларуси вместе с последним ледником около 12-15 тысяч лет назад.

Сегодня архитекторы уже думают, как облагородить природный памятник. Вскоре на нём появится доска с наиболее значимыми датами города. А пока ледниковый камень пользуется большой популярностью у местной детворы.

Сергей Боровик, фото автора.  / interfax.by /"


Авторские фото должны нас окончательно убедить в правдивости самого факта.  Действительно валунчик неплохо смотрится в сравнении с малолетним мозырским пацаненком.





Фотографии отсюда же  

Теперь отправимся на север нашей республики в небольшой райцентр Шумилино.



От него по автомобильной дороге на Бешенковичи проделаем путь в 17 километров до деревни Горки...



... и затем, свернув направо, еще 500 метров, как показано на фото выше

Нашему взгляду предстанет действительно большой валун называемый всеми "Великим камнем".  



Камень имеет утюгообразную форму, сложен из гранита (это порода такая) темно-коричневого цвета с крупными кристаллами калиевого полевого шпата (это минерал такой) со значительным включением роговой обманки (это тоже минерал)



Теперь приведем габариты камня (и это только торчащей из-под земли части!):  Длина - 11,0 м, ширина - 5,6 м, высота - 2,8 метров. Объем торчащей над землей части камня составляет 172,5 кубометра, а средняя плотность гранитов равна 2600-2700 кг/куб.м. Имея эти данные получаем массу - 465 тонн ( более чем в ПЯТЬ раз больше массы мозырского валуна). 



На табличке же расположенной у камня значится цифра в 800 тонн (почти в ДЕВЯТЬ раз больше со сравниваемым камнем). Такую же цифру мы найдем в специальной литературе касающейся геологии Беларуси.  Как её получили честно - не знаю...



Одно только скажу: каждому находящемуся рядом с камнем не составит труда определить, что основная часть валуна расположена как раз-таки под землей





Вода и холод - самые главные враги валуна. За многие тысячи лет, после появления на земной поверхности в великом камне образовались значительные трещины






Вернемся к сенсационной статье Сергея Боровика и немного почеркаем неправду и недочеты

"В ходе земляных работ недалеко от деревни Дрозды Мозырского района был обнаружен гигантский камень, вес которого составляет более 90 тонн. Это, на сегодняшний день, самый большой обнаруженный валун в нашей стране  (форменное вранье - мы с Вами уже это выяснили)
Чтобы поднять камень на поверхность, понадобилась специальная техника и два дня работы. После этого было принято решение сделать памятник природы одной из достопримечательностей Мозыря.

На днях мозырский валун был установлен в микрорайоне №4 на обозрение жителей и гостей города. Его размеры впечатляют: ширина – 5 метров, высота – 3 метра  (при этом не указано третье измерение - длина). Камень пришел на территорию Беларуси вместе с последним ледником около 12-15 тысяч лет назад.
Полнейшая чушь - последний ледник с территории Беларуси  (поозерский) ушел около 15-14 тыс. лет (данные везде разнятся - это связано с различными методами вычислений), да и не в этом вся соль, а в том, что граница его распространения в пределах республики проводится по линии: севернее Гродно - Вороново - Свирь - Мядель - Лепель - Сенно - севернее Орши. Вобщем чувствуете, что это порядком севернее Мозыря? Так что никаким образом этот валун не мог попасть в четвертичную толщу при поозерском леднике. 

Сегодня архитекторы уже думают, как облагородить природный памятник. Вскоре на нём появится доска с наиболее значимыми датами города. А пока ледниковый камень пользуется большой популярностью у местной детворы.  Ну хоть тут наверное и есть наша правда - камень покрасят синей краской, прицепят какую-нить мемориальную хрень и будут под ним справлять нужду заблудшие мозырские булдосы.

Сергей Боровик, фото автора.  / interfax.by /"

Ну а читателю еще пара кадров самого крупного белорусского валуна. Шумилинский район, д.Горки, "Великий камень".




Великий камень в сравнении с палаткой (высота палатки 1м)





ЗЫ: Обсуждая эту говностатью со своим другом Андреем Вашковым ( геологом занимающимся как раз-таки проблемами четвертичной геологии) услышал от него следующее:

Вот это дебилы! Знаешь, журналюги как шакалы. Деза пошла, думаю, от какого-то умного местного чиновника, который как про находку узнал и рассказал как о чем-то невероятном (сам знаешь, какие умницы наши чиновники) - а журналюги и рады были выдать что-то "сенсационное". Во всем этом нет ничего необычного - такое вообще-то происходит во всем мире с миллиардами людей - информацию вбрасывают через СМИ в таком количестве и совсем далеко не всегда - правдивую...
Крайний как всегда - народ потребитель. Да для них не так уж важно, что "вот это валун!" - важнее сам процесс потребления. В итоге жизнь в кривых зеркалах получается - но кто по большому счету против?

UPD:  Не прошло и дня с момента написания моего поста, как агенство оперативно поправило статью! Молодцы - действительно быстро реагируют ребята!   http://www.interfax.by/article/85384


Обновленная статья более скупа на сенсации, но все же уже с правдивым заголовком и содержанием:

В Мозыре нашли гигантский валун.

В ходе земляных работ недалеко от деревни Дрозды Мозырского района был обнаружен гигантский камень, вес которого составляет более 90 тонн. Чтобы поднять камень на поверхность, понадобилась специальная техника и два дня работы. После этого было принято решение сделать памятник природы одной из достопримечательностей Мозыря. На днях мозырский валун был установлен в микрорайоне №4 на обозрение жителей и гостей города. Его размеры впечатляют: ширина – 5 метров, высота – 3 метра. Сегодня архитекторы уже думают, как облагородить природный памятник. Вскоре на нём появится доска с наиболее значимыми датами города. А пока гигант пользуется большой популярностью у местной детворы.
Сергей Боровик

Статья "Всем валунам валун" от 17.11.2011 г

"Где все-таки находится самый большой валун в Беларуси, выяснили журналисты портала www.interfax.by. Его называют «Великий камень», или «Чертов камень». Согласно легенде, тот, кто пройдет мимо него, обязательно заблудится. А вот мозырьский валун, новостью о котором поспешил поделиться наш читатель, оказывается, не самый большой, зато тоже обладает способностью путать людей.
Его колдовскую силу испытал на себе автор текста, а вместе с ним и многие представители СМИ, распространившие информацию. После публикации заметки о мозырьском валуне внимательные комментаторы попросили редакцию перепроверить информацию. Читатель утверждал, что именно этот валун является самым большим в Беларуси. Комментаторы тут же отметили, что эта информация не соответствует действительности.
Прояснить ситуацию мы попросили ученых «Института геохимии и геофизики» НАН Беларуси. Они сходу ответили, что мозырьский валун не самый большой. В качестве подкрепления своих слов они сослались на издание 2011 года «Культавыя i гiстарычныя валуны Беларусi» (авторы А. К. Карабанов, В. Ф. Винокуров и др.). Самый большой валун, известный ученым, находится в Шумилинском районе около деревни Горки (Витебская область). Его длина – 11 метров, ширина – 5,6 метра. Видимая высота – 3 метра.
Ученые до сих пор не знают его точный размер, так как камень очень глубоко ушел в землю. Известно, что подземная часть – не менее трех метров в глубину. Мозырьский валун ученые относят к средним по величине. Его ширина – 5 метров, высота – 3 метра. Благодарим ученых и читателей за помощь в восстановлении истины.
В заметку про мозырьский валун уже внесены исправления. Возможно, он не самый большой в Беларуси, зато он самый «валунистый» валун в Мозыре и предмет гордости его жителей.

Ольга Артишевская, фото: tomkad.livejournal.com
"

Ну а я все же рад, что удалось отстоять честь "Великого камня" , пускай и от имени Винокурова и Карабанова с их "изданием 2011 года"
promo tomkad december 31, 2024 22:23 183
Buy for 30 tokens
"Кожны чалавек любіць сваю бацькаўшчыну, незалежна ад велічы і хараства сваёй прыроды, ад яе багацця і славы, ад таго дабрабыту, якім яна адорвае сваіх сыноў. Вандроўны жыхар паўночнай тундры любіць сваю суровую бацькаўшчыну не менш, чым жыхар яскравага, поўнага жыцця і фарбаў, багатага…

Comments

( 32 comments — Leave a comment )
maystra
Nov. 10th, 2011 05:35 pm (UTC)
В Академке недавно купил книгу "Культавыя і гістарычныя валуны Беларусі" (Карабанаў, Вінакураў, дучыц і інш.) - много ценной информации + карты, таблицы.
tomkad
Nov. 10th, 2011 05:39 pm (UTC)
Наиболе известной является книжка академика Эрнеста Левкова "Маўклівыя сведкі мінуўшчыны". Очень хорошо и интересно написана.
(no subject) - maystra - Nov. 10th, 2011 05:43 pm (UTC) - Expand
victogan
Nov. 10th, 2011 06:30 pm (UTC)
С Вашковым совершенно согласен. Наши журноламеры делают говно
stanley_by
Nov. 10th, 2011 07:02 pm (UTC)
Всё так, кроме прилагательных.
"Мозырский", "мозырское", -ая, ие, etc пишутся без мягкого знака.
tomkad
Nov. 10th, 2011 07:05 pm (UTC)
да-да, спасибо :) поправлю)
barsun_life
Nov. 10th, 2011 07:06 pm (UTC)
Про самый большой камень очень интересно, спасибо за инфу!
А журналисты...как всегда)) что с них взять?))
belakacia
Nov. 10th, 2011 09:00 pm (UTC)
Интерфакс - информационное агентство. Суть их работы в скорости! Что сказал собеседник, то и в "эфир" пошло. А вот, что другие перепечатали (и не проверили) - нехорошо, конечно
tomkad
Nov. 11th, 2011 01:54 pm (UTC)
Но это и "интерфакс" не освобождает от ответственности за достоверность информации, которую они сообщают массам
geo-by.blogspot.com
Nov. 11th, 2011 04:43 am (UTC)
Сенсация не удалась
salasz
Nov. 11th, 2011 07:02 am (UTC)
Валун это окатанный крупный камень, но "неокатанный, остроугольный валун часто называют глыбой". Т.е. может этот валун и наибольший в РБ, но камень то наибольший в Хорошках, возможно. Так как неизвестно, сколько его под землёй. Если в Хорашках камень-песчанник, конечно. Я про всё тот же камень.

http://charaszki-by.livejournal.com/1277.html?view=1533#t1533
tomkad
Nov. 11th, 2011 01:53 pm (UTC)
Как говорит один наш академик "Не совсем так, а если разобраться, то вовсе не так!" :))) Валун отличается от глыбы лишь степенью окатанности, но состоит и тот, и тот как правило из одной горной породы (гранит, гнейс, гранито-гнейс и пр.). Конгломерат это как-бы агрегат состоящий из разных горных пород ( в нашем случае это кварцево-полевошпатовый песчаник (1 порода), галька и валуны (абсолютно из разных пород - гранитов, базальтов, доломитов и пр) - то есть его валуном и глыбой называть нельзя, потому как он сам состоит из "песка" с валунами и галькой. Конгломератом он называется только потому что в его строение входят валуны и галька (это окатанные обломки), в противном случае если бы были соответственно глыбы и щебень, то агрегат назывался бы уже брекчией... Надеюсь немного разъяснил Вам :)
(no subject) - salasz - Nov. 11th, 2011 02:37 pm (UTC) - Expand
incopolis
Nov. 11th, 2011 10:13 am (UTC)
Я тоже помнил про Шумилинский и когда эту фигню прочитал, поржал и на сайт ставить не стал :)
karableu
Nov. 11th, 2011 11:39 am (UTC)
Наши СМИ — сказочники те ещё, это и коню понятно)
Интересный журнал у тебя. Сделал бы первым постом топ-интереснейших мест Беларуси, на свой взгляд естественно. Ведь много мест посетил.
tomkad
Nov. 11th, 2011 01:43 pm (UTC)
Спасибо за отзыв! "Сделал бы первым постом топ-интереснейших мест Беларуси, на свой взгляд естественно. Ведь много мест посетил." А я не знаю как это сделать:(( Возможно все дело в самом стиле журнала? Но мне мой нравится и менять его не собираюсь
(no subject) - karableu - Nov. 12th, 2011 06:55 am (UTC) - Expand
micha1520
Nov. 17th, 2011 08:49 am (UTC)
http://www.interfax.by/article/86159

Опровержение самих себя от Интерфакса :)
tomkad
Nov. 17th, 2011 04:26 pm (UTC)
И тут конечно не без ляпов, ну да ладно :) Молодцы "ученые"
al_kamensky
Dec. 3rd, 2011 05:07 am (UTC)
Утер Интерфакс, молодец :)
tomkad
Dec. 5th, 2011 02:43 pm (UTC)
Спасибо за высокую оценку! :)
(Anonymous)
Mar. 24th, 2016 07:10 am (UTC)
Камень
Автору можно было бы и обойтись без некоторых эпитетов, типа: гов.. и т.д.
tomkad
Mar. 24th, 2016 07:21 am (UTC)
Re: Камень
Mihail Kamyanitski
May. 9th, 2017 12:20 pm (UTC)
Около своей дачи в лесу нашел здоровый валун, который торчит из большого холма. Также на этом камне присутствуют какие-то следы. Интересует вас данная находка? Моя почта mixxxas@tut.by Фото тут https://goo.gl/photos/kPxgbUab4Habf5SE7
navimann
Apr. 11th, 2018 01:12 pm (UTC)
Но меня все-таки интересует, откуда куча валунов довольно увесистых вокруг Мозыря. Мозырь южнее Припяти, но там валунов дофига и камней помельче. А вот в Калинковичах. что севернее...

Это не леднигк говоришь. а что тогда?
tomkad
Apr. 11th, 2018 01:26 pm (UTC)
В каком месте я говорю что это не ледник?
Я кажись только говорю что это не Поозёрский ледник, который был последним на территории современной Беларуси и ушёл с неё примерно 14-15 лет назад.
А так оледенений на нашей земле было пять (так считает официальная наука сегодня) и все кроме Поозёрского имели куда более широкое распространение. Ответил на вопрос?
(no subject) - navimann - Apr. 11th, 2018 01:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tomkad - Apr. 11th, 2018 01:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - navimann - Apr. 12th, 2018 05:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - tomkad - Apr. 12th, 2018 09:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - navimann - Apr. 12th, 2018 10:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - tomkad - Apr. 12th, 2018 12:29 pm (UTC) - Expand
( 32 comments — Leave a comment )

Profile

новые высоты
tomkad
TomkaD - mente et malleo...

Статистика



Рейтинг блогов

free counters




Поисковый анализ сайта

Latest Month

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Powered by LiveJournal.com