TomkaD - mente et malleo... (tomkad) wrote,
TomkaD - mente et malleo...
tomkad

Category:

НЕГОРЕЛОЕ-КОЛОСОВО. СССР-ПОЛЬША.ГРАНИЦА

Прошел уже почти месяц со времени нашей вылазки, а отчетик готовлю только сейчас. Еще в январе мы обсуждали с Лешей Тэрро возможную вылазку на место бывшего пограничного перехода между Польшей и СССР существовавшего между ст.Негорелое и ст.Колосово линии Москва-Брест. И вот на Пасху мы-таки выбрались в намеченный район. После поездки я решил основательно подойти к вопросу о истории данного места, а именно: собрался бороздить национальный архив на предмет наличия различных документов касающихся участка Негорелое-Столбцы. Думаю в архивах должна быть полная информация о погранзаставе: время строительства/ликвидации, количество построек, их назначение, рабочий штат, принцип работы погранперехода и др. Идея как видите хороша, да вот уже с месяц работа не продвинулась ни на шаг. Виной тому не только вселенская лень автора, но и ряд объективных причин связанных с несколькими учебами: гребаная автошкола с её не менее гребаным вождением, да и диплом мне защищать через пару недель, а тот до сих пор не написан (шоб я так диплом писал, как посты стругаю:)))




Вобщем как легко догадаться в архивы я так и не попал, хотя честно скажу что попытки были - даже звонил в отдел и говорил, что приду немного пыль с папок постряхиваю. Но пока этого не произошло, а материал лежит и маринуется, что мне не особо нравится.

Так и решил пока опубликовать практически сырой (но интересный наверное) материал, а уж потом если что дополнять его все новыми фактами, документами, фотографиями.

Что же теперь осталось от погранперехода вдохновившего Маяковского на
знаменитые строки :"Я достаю из широких штанин дубликатом бесценного груза.Читайте, завидуйте, я - гражданин Советского Союза."
Как выглядел терминал погранперехода в 30-х и как выглядят его руины сейчас смотрите в данном фотоотчете.




После заключения Рижского мирного договора между СССР и Польшей в 1921 году, значительная часть Беларуси отошла в состав Польской республики. Поделили республику в принципе так, как показано на картинке позаимствованной отсюда .




Так вот нас интересует участок железной дороги между Барановичами и Минском. 1 апреля 1921 года пограничная комиссия установила границу между Советской Россией и Польшей в 1,5 километрах к востоку от фольварка Колосово ( нынешняя станция Колосово )



На карте видны две железнодорожные станции расположенные совсем рядышком буквально в 150-200 метрах друг от друга - это и есть польский и советский пограничные терминалы. Ближайшая к этому месту станция со стороны Польши была станция Столбцы, с советской - Негорелое. Негорелое, входившее в состав Койдановского (с 1932 г. Дзержинского, в 1934-1939 Минского) района Минской области, стало первой пограничной станцией — воротами в страны Западной Европы и Америки. В эти времена здесь останавливались известные русские и зарубежные художники, писатели, артисты, музыканты, скульпторы…

Станция Негорелое источник: здесь


Стоит также упомянуть и о легендарном поезде Негорелое - Париж, который курсировал если не ошибаюсь раз в неделю.

Пассажиры поезда Негорелое -Париж     источник здесь




Вернемся же к самому погранпереходу. Осенью прошлого года я наткнулся на отчет одного поляка, который приехал в Колосово и с проводником из местных отыскал как он думал остатки фундамента здания польского терминала. Как выяснится ниже он побывал только на советских руинах, а польских так и не увидел возможно в силу того, что его проводник был "Chyba był amatorem tanich trunków, nie dało się wytrzymać w samochodzie."(Был любителем дешевых спиртных напитков... и далее "не мог стоять на ногах").

Так вот именно этот отчет и малюсенькая фотография руин фундамента как-то подколупнули моё сознание и сказали "Ты должен там побывать". Живо откликнулся на мои размышления и Леша Тэрро, ну а в самый канун Пасхи к нам присоединилась моя хорошая подруга Маша. И вот 25 апреля ближе к полудню мы сходим на перрон станции Колосово и начинаем движение по путям в сторону ст.Негорелое, придерживаясь правой (южной) стороны полотна. Пройдя метров 500 мы решили уже войти в лес и начать "прочесывать" территорию в надежде найти еще что-нибудь интересное. Результаты не заставили себя долго ждать - еще метров через 300 в лесу мы нашли остатки по-видимому блиндажа времен ВОВ, параллельно которому тянулись отчетливые траншеи военных окопов. Этот элемент я четко идентифицировал, потому как практически все детство прогулял в таких окопах у себя за домом в родном Светлогорске.





Преодолев еще метров с 300 мы заметили, что лес стал каким-то необычным  - среди сосен и елей появился явно культурный кустарник и акации.  Леша увидел какой-то столбик и начал его ковырять палкой, приговаривая, что это может быть след от польких построек, но мы с Машей  еще раньше увидели то, чего не увидел он. А именно: он стоя у этого столбика,  находился в самом центре развалин  состоящих из крупных железобетонных плит с мощной арматурой, торчащей наружу. Сомнений нет - мы на польских постройках.





По руинам видно, что размеры здания были не маленькими...



... Также совершенно очевидно, что здание бомбили - оттого его и не стало. Вот только вопрос бомбили в 39 году Советы, в 41 немцы или кто-нибудь из них уже в ходе кампаний 43-44 годов?



Да кстати вот сохранившееся фото польской заставы 1930-х годов. Руины этой заставы Вы наблюдаете на снимках ниже и выше.



Источник тут




Наше внимание привлек деревянный шест перекинутый через западинку (на ПП фото)



Подойдя ближе к этому месту, мы увидели то чего совершенно не ожидали увидеть - колодец!!!



Причем в колодец можно спуститься метров на 10 вниз по сохранившимся стальным  ступеням.



В колодец видно не раз спускались - теперь понятно назначение полена, перекинутого над дырой.














Свежие  ямы вырытые возможно черными копателями.  Тут действительно можно найти много интересного - мы вот нашли ржавую миску, а также что-то напоминающее плафон от уличного фонаря.



Кустарник  в этом лесу явно не родной



На последок еще исторический кадр : Экспресс №3 Москва-Столбцы прибывает на польскую пограничную станцию



Что ж  осмотр польской части закончен  и мы движемся дальше в сторону Негорелого  и вскоре достигаем границы, которая четко просматривается на местности  и по сей день! Линию границы унаследовала просека в лесу вдоль которой проложен кабель.



Столбик справа на фото стоит практически на том же самом месте где стоял пограничный столб между СССР и Польшей (снимок ниже)

Вид на советскую пограничную заставу.



Кстати эти снимки сделаны с польской вышки, которая стояла по левую сторону от путей. Возможно этот снимок сделан внутри неё - польский дозорный



На гуглоснимке ситуация выглядит так:



Точками показаны контуры в пределах которых находятся руины застав, жирная точка  - место где стояла польская вышка, сплошная линия - линия границы.

Ну а это старые фото непосредственно границы. В кадре польский патруль.





Источник фотографий

Наконец мы доходим до руин советской заставы. И сразу же бросается в глаза четкая разница фундамента с фундаментом польским - советский щебень, валуны с цементом, против польского железобетона и арматуры.









За пограничными воротами находится здание, руины которого мы сейчас разглядываем. Деревянная арка перекинутая над путями имела два лозунга: на стороне обращенной в сторону Советской страны въезжающие буржуи из Европы могли видеть приветствие "Привет трудящимся запада!", на обратной обращенной в сторону Европы - "Коммунизм сметет границы между странами!".


Кадры 1941 года сделанные немецкими военными





Источник здесь




Рядом с фундаментом по обе стороны от здания видны такие прямоугольные колодцы глубиной с 1 метр


Из земли торчит колючая проволока






Территория заставы обнесена деревянными столбиками с проволокой. Столбики затем продолжаются дальше в сторону о.п.Мезиновка (ближайший остановочный пункт отсюда).



А это фундамент  второго здания, которое расположено совсем рядом



На фото оно дальнее



Корни упавшего дерева вскрыли  местную "геологию")))





То же и с антипожарной распашкой идущей вдоль железнодорожных путей - она вскрывает большое количесвто битого кирпича и не только...


...есть и такие находки кусков плавленого стекла прямо рядом с фундаментом









Еще один эксклюзив из исторического - разбитый советский танк Т-26 на фоне пограничной арки. 1941 год



Источник тут


Побродив по руинам, я придумал еще одно занятие: вооружившись карандашами и листочками бумаги мы отправились обрисовывать контуры фундаментов и мерять их размеры, затем  "привязали" свои чертежи  к пикетным столбикам железной дороги  и в итоге получилась  такая реконструкция советской заставы



Ну и общая ситуация местности




Вобщем, как видите сами, конечно  же не хватает  архивных сведений. Что я мог сделать по данной теме - то сделал. Но я думаю что проглядев этот материал можно вполне себе представить как выглядели  первые "советские ворота на Запад" /"восточный оплот Польши" , а также сделать неутешительные  выводы глядя на фотографии современности.  Кто знает возможно вновь воссозданный на этом месте  "кордон"  (грамотно воссозданный) привлек бы сюда немало туристов - в первую очередь польских, для которых эта земля является настольгическим напоминанием  о некогда бывшей в их составе Западной Беларуси.
Tags: Фото, Чыгунка, граница, история, история ЖД, путешествия, фотолинии, шляхамі Беларусі
Subscribe
promo tomkad december 31, 2024 22:23 183
Buy for 30 tokens
"Кожны чалавек любіць сваю бацькаўшчыну, незалежна ад велічы і хараства сваёй прыроды, ад яе багацця і славы, ад таго дабрабыту, якім яна адорвае сваіх сыноў. Вандроўны жыхар паўночнай тундры любіць сваю суровую бацькаўшчыну не менш, чым жыхар яскравага, поўнага жыцця і фарбаў, багатага…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 39 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →