TomkaD - mente et malleo... (tomkad) wrote,
TomkaD - mente et malleo...
tomkad

УШАЧСКИЕ ОЗЁРА - антикризисный отпуск в белоруской глубинке. Часть 1. Лагерь на Веркудском озере

Весенние морозы в самом разгаре, а это значит что наконец мне уже можно выкроить время и сохранить на страницах своей днявочки воспоминание о прошлогоднем летнем отпуске, который мы всем семейством провели в Беларуси. Да-да, даже в Вильнюс не съездили на Икею посмотреть, а проторчали безвылазно в синеокой о чём как-то жалеть не пришлось ни разу)

Прошлой зимой в наш дом пришёл капремонт, на что мне одна хорошая подруга сказала: "Лучше бы к вам пришёл пожар, поверь мне". Ну отчасти с ней я уже согласен. Все имеющиеся у меня средства пошли на ликвидацию последствий капремонта, даже в долги пришлось ещё влезть, так что о каких-то глобальных поездках будущим летом речи не шло. Но женскую сущность не переборешь, женщина она всегда хочет пузо погреть где-то на песочке у воды, поэтому супруга начала меня обрабатывать на тему "Ну хотя бы в Одессу давай съездим на море" и ещё на тему "Я весь год батрачила не для того, чтобы летом никуда не поехать, не позагорать" - классика в общем.

Вот тогда то и пришлось вынять из загашника мой уже давным давно назревавший план ностальгического отдыха на Ушачских озёрах. Почему ностальгического? Да потому что однажды мне уже приходилось там "стоять" лагерем в рамках летней геологической экспедиции, которую устраивал наш универовский преподаватель. И вот уже почти 10 лет я с ностальгией вспоминал чистые и необычно тёплые (для севера страны) озёра, а вот реально собраться и посетить этот замечательный, не попсовый в отличие от Браслава и Нарочи, край никак не мог. Короче сам Бог велел посвятить "лето 2017" памятным и дорогим сердцу краям.

Не скажу что жена была в восторге от этой идеи, но постепенно ей пришлось смириться с моей волей, а позже она и сама так влюбилась в нашу стоянку, что в день отдъезда домой сидела и рыдала под берёзкой - не хотела возвращаться в большой город и менять огонь костра на газовую конфорку.  Впрочем обо всём долго, нудно и по порядку.

Всем известно, что Беларусь - болотный озёрный край, их у нас в стране насчитывается около 10 тысяч. Три крупнейшие группы озёр находятся на севере и северо-западе страны: Нарочанская, Браславская и Ушачская. Первые две широко известны ибо это как никак, национальные парки "Нарочанский" и "Браславский". Если вкратце описать отдых в этих заповетных местах, то это сведётся к следующим тезисам (пишу только по личному опыту):
1. Здесь можно становиться только в строго отведённых местах, в которых во время сезона, как правило не протолкнуться от "отдыхающих". Многим наверное знаком этот опыт, когда на небольшой поляне считай на расстоянии вытянутой руки умещается больше десяти компаний: у одних из колонок авто валит блатняк, у других по радио идёт трансляция фронтовых песен, у третьих во всю глотку надрывается гитарист и нет управы на этот весь беспредел - все отдыхают же.
2. Самостоятельно дрова заготавливать запрещено, нужно довольствоваться тем, что предоставляют на стоянках, а из той резанины по моему опыту на десять сырых брёвен окажется одно сухое и обязательно это сухое бревно вместе с ещё тремя такими же со всей кучи оказывается у какого-то ушлого мужичка с бензопилой, который приехал всего на два дня, а дров нарезал дык на целую зимовку и ни с кем ими не делится.
3. Там где в стеснённых условиях есть много разных компаний с бухлом, вероятность возникновения рано или поздно разборок с мордобоем резко стремится к сотне процентов. Да, многие кемперы - приличные люди, становятся семьями, уважают соседей, но вот почему-то всегда на стоянке найдётся хоть одна группа "отдыхающих" с другими понятиями.
4. И самое главное, что в нацпарках за весь набор вышеперечисленного счастья вам нужно будет ещё и заплатить! Нет, такого нам не надобно.

Озёра Ушачской группы не имеют природоохранного статуса, за исключением живописного Кривого озера, где объявлен гидрологический заказник, все они удалены от промышленных центров и отличаются чистыми водами. Поток отдыхающих намного ниже, чем в нацпарках, в основном это жители Полоцка и Новополоцка, а также бывалые кемперы, которые из года в год ездят только сюда и никуда больше.  В общем становись где душеньке будет угодно и отдыхай себе.

С Ушачскими озёрами я познакомился в 2008-м году, когда мы группой студентов-геологов отправились туда с нашим преподавателем Михаилом Евгеньевичем Комаровским помогать ему "копать" материалы для его научных работ по геоморфологии и геологии четвертичных отложений. Было нас аж 13 человек, ходили в маршруты двумя группами через день и порой приходилось шагать и по 50 км в день. Вот наша команда "молодых и зелёных".

Фото Вашкова А.

Что мы делали тогда? Искали карьреры, выемки и естественные обнажения пород (как правило обрывистые берега рек или озёр), описывали их геологическое строение, брали образцы морены, а затем промывали морену на ситах, удаляя глинистую фракцию и получали в остатке гравий и гальку кристаллических и осадочных пород, которую затем и анализировал Комаровский. Честно скажу сейчас, что именно такая работа мне мало нравилась тогда, куда более меня привлекало обустройство походного быта в лагере, чем колупания в песке и глине. Хотя некоторые карьеры мне очень даже заходили. Вот, например, я выступаю в качестве масштабной линейки на фоне одного.

Впрочем я что-то стал удаляться от темы отпуска, а кинулся в воспоминания. Плавно возвращаюсь к теме рассказа.
Местом нашей стоянки тогда являлось озеро Веркудское, расположенное в центральной части группы озёр. С севера и запада к озеру подступает лесной массив (источник дров), в двух километрах находится агрогородок Веркуды (источник тушёнки и пива) и всего в 50 метрах находится само озеро (источник жизни и всего вот этого вот). Эти факторы плюс удобное для пеших маршрутов расположение стали определяющими в выборе стоянки. Естественно в этот раз я хотел занять именно эту же самую стоянку, которую когда-то облагораживал с товарищами, даже причал тогда из говна и палок построили - интересно было узнать сохранился он или нет.

Из дополнительных издержек, которые пришлось понести для создания комфортных условий в будущем лагере, нужно обозначить приобретение китайской бензопилы с ироничным названием Goodluck ("Удачи") и походного тента чешской фирмы Trimm, который мне любезно предоставили друзья из Alpine Pro (ТЦ "Глобо") по хорошей скидке. Подробнее о главном приобретении в сезоне я уже писал ранее здесь.

Признаюсь, перед отъездом на отдых я всё боялся, что нам с супругой вдвоём может быть скучно две недели торчать в лесу (это же не экспедиция, где ты через день ходишь в маршруты), поэтому я со страху даже пошёл на Жданики и купил, не поверите, спиннинг и малявочник, хотя ни разу рыбаком не являюсь)) Плюс составить нам компанию на одну недельку пригласил любимую тёщу, чтобы было кому с собакой остаться, если мы вдруг с женой поедем в веломаршрут, ну и самой ей в лесу у костра всегда нравится. Да, если бы не вот этот вот наш совместный выезд, то вряд ли бы потом тёща загорелась идеей заиметь свой собственный "домик на берегу озера", о чём возможно когда-нибудь будет отдельная история.

А пока прохладным утром назначенного понедельника я начал укомплектовывать корча. Глядя на ящики с провизией, инструментом и снаряжением, а также на пакеты, рюкзаки и прочие шмотки, трудно было себе представить как это всё уедет вместе с нами. Но, как всегда, вместительность Аутлендера оказалась на высоте. Вошло всё, даже место ещё осталось. ПОЕХАЛИ!

Через два с лишним часа пути, в деревне Сорочино мы сворачиваем с полоцкой трассы Р-46 направо. Оставшиеся 16 километров до Веркудского еду не спеша, пытаюсь прочувствовать кайф от воспоминаний: а вот с этой точки мы фотографировали закат над озером Отолово, а вот здесь у дороги мы ежика нашли и кормили его "Черономорскими", а вот этой дорогой возвращались из самого длинного 50-километрового маршрута - ноги в кедах были стёрты вхлам....

Проехали деревню Веркуды, здесь ничего не изменилось с тех пор, ну разве что заросли борщевика стали гуще - главная проблема этого региона, кстати. За деревней сворачиваем к озеру и становимся. Оставляю своих, а сам на велике отправляюсь на разведку стоянки. Еду вдоль озера и уже предвкушаю скорое купание в его  чистых водах

Со временем приезда мы угадали как нельзя кстати, в понедельник на озере было занято всего два места, но к сожалению наша былая студенческая стоянка оказалась среди них. Немного огорчившись, проезжаю ещё метров 150 и оказываюсь на замечательной площадке да ещё и со своим собственным причалом! Кстати, причал который мы строили будучи студентами, не сохранился, но оно и не удивительно))  Заняли стоянку и потихоньку начинаем разгребать вещи.

Отличное место для проведения ближайших двух недель своей жизни

Поставили палатки, натянули тент. Пособирав по соседним стоянкам всяких комплектующих, я сколотил ещё один столик. Перекусили и передохнули.

Ну а теперь к воде. Наша стоянка расположена в небольшом заливчике в северо-западной части озера. Рядом находится протока, через которую Веркудское сообщается с крупнейшим озером Ушачской группы Черствядским. Котловина Веркудского расположена значительно выше Черствядского, но от перетока воды в последнее его спасает подпирающая гряда, сложенная водоупорными моренными суглинками и глинами.

Основная часть Веркудского находится там впереди, а мы тут обособлены.

Ну в общем тут и начался наш отдых по-настоящему. Купания утром, днём и вечером. В перерывах между купаниями - обустройство походного быта. В перерывах между обустройством быта - приёмы пищи. После приёмов пищи - обязательный сон в гамаках. И так изо дня в день - курорт ёпта!

Очаг. Не лучшее его исполнение, конечно, но все основные операции по приготовлению еды были доступны. Для подвешивания котлов были интегралы как заводского, так и самостоятельного изготовления (крутил из стальной проволоки по собственному шаблону). Для регулировки высоты  подвеса котла решил использовать кусок цепи, в звенья которой вставляется интеграл. Оказалось очень удобно, единственное что конструкцию затроллил бывалый походник Гога, которого рассмешила массивная толстая цепь, мол хватило бы куда более мелкой и лёгонькой цепочки. Ну а мне то что - не на плечах же ношу, а на корче вожу. Под сковородку таганка у меня не было, но с его ролью справились два куска бесхозной шпильки, которые ставились на кирпичи.

На крупной сосне под тентом разместилась карта Ушачского района, по которой в дальнейшем я намечал себе маршруты велопрогулок по окрестностям. Здесь же под картой я устроил санузел. Рукомойник сделал из старой пивной бочки Паланера, родной краник оказался очень удобным в эксплуатации. Единственное что крепление рукомойника к основанию толком не придумал и пришлось заниматься шпагатокручением, но к будущему сезону крепление продумаю. Немного в сторонке вырыл яму-холодильник, куда складывались скоропортящиеся продукты. Над крышкой не парился - просто нарубил палок из олешника и ими замостил дыру.

Тент  2*2 м из тарпаулина пошёл чисто на хозяйственные нужды. Под ним разместилась дровница, а также все инструменты

Недо"пудр-клозет"  вырыл метрах в 50 от нашей стоянки. Рыл не особо глубоко, из расчёта нагрузки в три-четыре жопы, но ошибся, потому что в мой клозет начали захаживать жопы и из соседних стоянок, а на одних выходных какие-то "отдыхающие" и вовсе решили расположиться на необорудованном для стоянки крутом склоне в непосредственной близости от моего туалета, как-будто его наличие стало определяющим для них. В итоге за выходные они антропогенезировали нетронутый склон ну и засрали наш клозет.

Лаунж-зона включила в себя сначала три гамака (советский, самодельный и магазинный), к которым впоследствии добавился ещё гамак из Икеи, который привезли наши гости.

Каждый вечер на ужин  боги подавали нам всевозможные вкусняхи. Вот, например, картошечка с куриными бёдрами

Ну а после ужина мы рассаживались у костра и до поздней ночи пили пиво с рыбой, играли на гитаре и курили кальян.

Не обходилось, правда, без нюансов. Иногда вечерами нас накрывали комариные атаки: мне то лично хоть бы хны, а вот тёща и супруга могли пострадать

По утрам я просыпался очень живо: вылазишь из палатки, бегом 50 метров до озера, разбегаешься по причалу и ныряешь в водичку. Сон отпускает моментально, а заряд бодрости такой, что на весь день хватает.

Не ошибусь, если сообщу, что наш двухнедельный отпуск в августе удивительным образом совпал с двухнедельным летом 2017 года: за 14 дней у нас было всего два дождя и оба по ночам!

Температура воздуха не падала ниже 17, а днём доходила и до 30 градусов!

К концу первой недели  на выходные к нам в гости приехало семейство Лёши Тэрро, а я, как и планировал, отвёз тёщу в Сорочино и посадил на маршрутку до Минска. Пока вёз обратно те самые 16 километров, то всячески нахваливал ей окружающие нас места, да получилось так, что на следующий день она написала мне в вайбер, что они с тестем решили купить "домик у озера" и что я должен теперь его найти.

На выходных стояла ясная жаркая погода, а это означало неминуемый наплыв отдыхающих. Так и произошло. В субботу и воскресенье лес наполнился упоительными звуками блатняка и аренби, а у "нашего" причала практически всё время кучковались отдыхающие.  К вечеру воскресенья все разъехались и стало снова тихо и спокойно, через стоянку остались лишь рыбаки.

К вечеру вторника должно было прибыть подкрепление в виде Артура и Иры, которые всего днём ранее вернулись из карельского водного похода. За время их ожидания я заготовил дров, а главное - наметил место будущей походной бани и насобирал целый багажник камней для печки.

В томительном ожидании гостей мы уже и не знали чем таким интересным их встретить, но таки придумали. Вооружившись чугунной сковородой, металлическим блюдом и фальгой, Оля приготовила свою первую в жизни походную пиццу на углях. Основа пиццы немножко пригорела, но в целом получилось очень круто. У меня правда не оказалось фотки самой пиццы - только момента её приготовления.

Я ещё днём наготовил маленьких финских свечек, одну из которых и зажёг к прибытию Артура и Иры. Для первого опыта получилось неплохо.

Гости же тоже прибыли не с пустыми руками. Открытием сезона для нас стали коктейль из бутылки водки и бутылки "Чёрного Знахаря" (название так и не придумали до сих пор), а также жареная на решётке корейка из евроопта по смешной цене  5 р за 1кг.

И тут заотдыхалось нам ещё пуще прежнего. Девчонки валялись в гамаках, загорали и потягивали винишко, а парни купались, рыбачили да пили что покрепче.

Собакен, как всегда нашёл самое сладкое местечко

С причала немного рыбачил Артур,

а со щукой фотографировался Андрей. Щуку поймали не мы, нам её презентовал парень, который приехал порыбачить с аквалангом. Рыбу запекли в фольге на углях.

Конечно же в полевом рационе нам было не обойтись без плова. Под моим чутким руководством, Оля приготовила своё коронное блюдо.

Правда в процессе мне пару раз таки пришлось взяться за нож))

Курица, морковь, лук, изюм, кумин...

...рис, головка чеснока

Кушать подано!

На второй день после прибытия гостей начался новый вид досуга - катания на байдарке.

Артур с Ирой почти месяц провели в водном походе в Карелии, но так ниразу и не кильнулись.
- Но отрабатывать надо, - сказал Артур и они принялись отрабатывать.

Впревые в байдарку села и моя Оля с Читой. Им вроде бы даже понравилось

Ночью в среду к нам приехал ещё один гость - мой одноклассник Максим. Макс 41 день провёл в путешествии на мотоцикле по Карелии и Мурманской области, а к концу 42-го дня добрался на нашу стоянку.  Утром он, как бывалый рыбак, взял инициативу в свои руки и они с Артуром гоняли на байде в отдалённые части озера чтобы поудить рыбу.

Я же наконец собрался делать походную баню. До этого момента в моём стаже числилась всего одна походная баня, которую я поставил на озере Лосвидо в 2008-м году - та была крутейшая, я сам не ожидал что такая получится.

В этот раз получилось не так круто, потому что главный элемент бани, печка, была сделана некачественно из-за отсутствия нормального каркаса, на котором можно было бы её собрать.

Впрочем на нашу компанию пара хватило на три полноценных захода. Ну а попарившись мы выскакивали и сразу же ныряли с причала в воду озера. Крутота!

Приближались заключительные выходные и в нашей компании снова прибыло - приехало семейство Сичкарей.

Они продемонстрировали нам всем свои цирковые навыки))

С Гогой и Артуром мы решили переложить печку и затопить баню ещё разок, чем  занялись в районе обеда. Новая печка получилась намного эффективнее и надёжнее. За кочегара сошёл Макс.

Пока топилась печка, мы разбирали байдарку. Разбирали до того момента пока мне не попались под руку надувные сидушки с неё. Ну тут же родилась новая забава: я пристегнул к себе ремнями сидуху и уселся на неё в воде - выдержала. Так и начал плавать, постоянно при этом удерживая равновесие, потому что сидуха так и норовила вынурнуть из под меня.

Иногда она всё же выныривала и становилось ещё смешнее. Чтобы вновь на неё забраться надо было плыть к берегу на мель, ну и вот пока ты плывёшь, сидуха сзади болтается и как пакман пытается тебя поглотить.

Ира с этой забавой так и не справилась,

а вот у Оли получилось сразу

Ну практически сразу))

Наплавались и насмеялись вдовль, а потом наконец собрали байдарку

Тут же сделали памятное фото

Ну и Чита тоже отметилась. Такая серьёзная вышла

Вечером снова была баня.

Получилась лучше, чем первая, но тоже не идеальная: на этот раз мы схалтурили с укрытием (плохо проклеили скотчем швы между кусками полиэтилена) из-за чего пар быстро уходил из бани. Впрочем опять же на три-четыре захода хватило.

После бани и купаний были поседилки у костра с гитарой и кальяном. Спать идти очень уж не хотелось, потому что это была последняя ночь на стоянке и хотелось ещё разок взять от неё по-максимуму.

Но всё когда-нибудь кончается, так и наш отдых подошёл к концу. Полдня я неспешно сворачивал лагерь, собирал вещи.

К этому времени уже уехали Сичкари, Макс, Артур с Ирой заканчивали упаковывать вещи и тоже выдвигались в путь.

На стоянке остались мы с Олей и Читой. Собака в моменты сборов всегда ложится среди вещей и никуда не отходит, чтобы  не дай боженька её никто не забыл забрать))

И вот, когда я уже укомплектовал аутлендера, слышу - рёв. Поворачиваюсь,  а Оля сидит с бельевой верёвкой у берёзки и рыдает - не хочет уезжать, так ей понравилось тут. Признаюсь честно, тут уж и у меня в грудях сдавило сильно-сильно и даже чуть слеза не вывалилась. Но мужики же не плачут - мужики на будущий год обещают жёнам не ехать ни на какое море, а вернуться сюда же на эту стоянку, чем жён своих и успокаивают))) Но посмотрим что на это скажут жёны, скажем, уже в этом июне-июле))

Tags: БольшИе отчеты, Озёра, Фото, Френдам, архитектура, география, поездки, шляхамі Беларусі

Posts from This Journal “БольшИе отчеты” Tag

promo tomkad december 31, 2024 22:23 183
"Кожны чалавек любіць сваю бацькаўшчыну, незалежна ад велічы і хараства сваёй прыроды, ад яе багацця і славы, ад таго дабрабыту, якім яна адорвае сваіх сыноў. Вандроўны жыхар паўночнай тундры любіць сваю суровую бацькаўшчыну не менш, чым жыхар яскравага, поўнага жыцця і фарбаў, багатага…