?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Примерно в километре от деревни Козярники Сморгонского района, между населёнными пунктами Мель, Ошмянец и Плавушка, в глухой части урочища Тупальщина на Вилии вот уже больше века стоят впечатляющие бетонные руины железнодорожного моста построенного немцами во время Первой мировой войны. Мост этот - часть сети военно-полевых дорог, густая сеть которых окутала оккупированный участок Беларуси в период с 1915 по 1918 гг, когда активные военные действия уступили место позиционной окопной войне и линия фронта стабилизировалась на длительное время. Непосредственно по "Тупальскому мосту" проходила рокадная железнодорожная линия Солы - Жодишки (?) стандартной для немецких войск ширины 600 мм.



Как выглядят руины немецкого железнодорожного моста сегодня и что ещё интересного можно "накопать" в здешнем лесу, смотрим под катом.


 Стабилизация  фронта в конце 1915 года по линии Двинск - Поставы - Барановичи - Пинск ознаменовала переход к затяжной позиционной войне. Войска нуждались в постоянном материальном снабжении, и под эти нужды по обе стороны от линии фронта, практически навстречу друг другу, начали строиться военно-полевые железные дороги. На небольшой площади в районе Молодечно, Вилейки и Сморгони существовало большое количество таких дорог (см. карту схему), одной из которых и была линия Солы - Жодишки (?), которая в последних по видимому не заканчивалась, а шла дальше на север в район озера Свирь.


Фрагмент карты любезно позаимствован у francis_maks в посте про военно-полевые дороги западного фронта ПМВ

Отправляемся "в поля", чтобы воочию увидеть руины капитального (по узкоколейным меркам) железнождорожного моста послужившего в лучшем случае года два, но простоявшего заброшенным целый век! От Жодишек по автомобильному мосту перебираемся на правый берег Вилии и практически сразу сворачиваем вправо в густую лесную чащу (указатель на Новосёлки) на уверенную лесную дорогу. Дорога всё время идёт вдоль русла реки и через некоторое время на высоком обрывистом берегу покажется интересный рукотворный объект - "скалодром".



 В середине прошлого века огромными гранитными валунами оформили часть высокого обрыва напротив санатория "Лесная Поляна" и устроили здесь скалолазную трассу. Пользуется ли кто-нибудь скалодромом теперь, не знаю, но выглядит объект привлекательно))




Вилия в районе деревни Мель



Между деревнями Мель и Ошмянец на реке находятся искомые руины.



От моста осталось 7 бетонных быков высотой метров по 5 каждый: 5 штук ещё стоят, один у левого берега лежит в воде, а ещё один "врос" в правый берег.



За разрушение немецкого бетона взялись белорусские сосны и берёзки, посмотрим сколько на это у них уйдёт времени





Узкая колея лично у меня никогда не ассоциировалась с чем-то таким крупным, масштабным, но мнение поменялось после того, как я увидел эту капитальную немецкую постройку. Это  надо же - под колею 600 мм такое вот сооружение!








Мнение ещё больше упрочилось, когда на этом же правом берегу реки у моста мы разыскали немаленьких размеров железнодорожную насыпь, наличие которой у узкоколеек военного назначения было обязательным из-за высоких нагрузок на оси.



Сечение немецкой узкоколейной военно-полевой дороги в общем случае выглядело так:



Основанием пути служила площадка сечением в виде равнобедренной призмы высотой 5 см и шириной 2,9 м. По бокам выкапывались водосливные канавы. Поверх насыпалась балластная призма высотой 30 см. Верхнее строение пути составлялось из 3-х типов модулей. Это «прямые», «кривые» и «стрелочные переводы». Характерной особенностью немецких УЖД военного назначения было наличие стальных(!) шпал вплоть до 30-х годов 20-го века, пока их не вытеснили железобетонные. Так что кто знает, возможно прогулявшись по данной насыпи пару километров с металлоискателем ещё можно будет наткнуться на интересный артефакт времён Первой мировой войны.


По моим ощущениям высота данной насыпи состовляет метра 2-2,5 не меньше (выше моего роста точно). По обе стороны угадываются водосливные канавы



Насыпь прослеживается на километр полтора и теряется где-то в лесу в направлении деревни Солы



Вид в сторону Старой Рудни - Солы



Вид насыпи в сторону моста через Вилию





Часть этой наспыи отражена по видимому на карте Генштаба 1:100 000  1983 года.






А теперь переместимся южнее от "тупальского моста" на самую окраину деревни Мель. Здесь по оба берега реки у самой воды можно найти ещё одни руины - руины паромной переправы наведённой теми же немцами во время той же Первой мировой.





От руин парома, аккурат в их створе, в направлении пересечения с железнодорожной насыпью на Солы прослеживается уверенная просека.





На картах РККА 1930-х годов между Мелью и Плавушками показана паромная переправа, следовательно немецкое наследие ещё некоторое время использовалось на мирные нужды.



Ну а теперь по проблемному моменту, который меня смущает. Если немецкая военно-полевая дорога действительно была со станции Солы и шла на Жодишки, то мне кажется странным возводить капитальный переход через Вилию в 5 с лишним километрах севернее Жодишек при наличии более короткого прямого пути. Так и хочется трассу железки продлить на северо-восток в направлении озера Свирь, а оттуда на Константиново или на Шеметово Свенцянско-Лынтупской сети дорог, но никак не разворачивать её на юг в Жодишки. А вот от паромной переправы в районе деревни Мель можно вполне себе плавно продлить направление до Жодишек (синий цвет на карте). Но это, впрочем, мои личные фантазии, которые только где-то отдалённо гуляют от истинного положения вещей.

Красный - вероятная трасса военно-полевой железной дороги от д.Солы до Тупальского моста; синий - вероятное направление путей сообщения через паромную переправу на Вилии. Карта Генштаб 1:100000 (1983 год).



Ну а тем временем бобриная диаспора на Вилии возводит свою паромную переправу...





Posts from This Journal by “история ЖД” Tag

promo tomkad december 31, 2024 22:23 189
Buy for 30 tokens
"Кожны чалавек любіць сваю бацькаўшчыну, незалежна ад велічы і хараства сваёй прыроды, ад яе багацця і славы, ад таго дабрабыту, якім яна адорвае сваіх сыноў. Вандроўны жыхар паўночнай тундры любіць сваю суровую бацькаўшчыну не менш, чым жыхар яскравага, поўнага жыцця і фарбаў, багатага…

Comments

reedcat1965
Feb. 13th, 2018 06:18 pm (UTC)
Немецкий укрепрайон на Поставских озерах видел уже?
tomkad
Feb. 13th, 2018 06:23 pm (UTC)
Неа, и первый раз слышу! Давай, выкладывай))
reedcat1965
Feb. 13th, 2018 06:49 pm (UTC)
С фото сложно, я там был еще при СССР. :)
Западнее Постав есть группа озер, на карте найдешь. Там немцы в 1914-15 понастроили ж/б укреплений, многие из которых вполне нормально стояли на конец 80-х, кое-где вплоть до отпечатков деревянной опалубки на стенах. Конкретные точки не подскажу, давно это было, в общем - восточный берег оз. Должа. Дороги там тоже в общем, были, но или на велике, или на УАзике, особенно в мокрое лето. Мы заезжали от перекрестка Р27 и Р45, там была хорошая грунтовка, но с бродом по колено. Есть заезд через деревни на западном берегу (по слухам доступный даже на обычной машине) или через Поставы. Ну и помимо всего там места шикарные.
tomkad
Feb. 13th, 2018 06:56 pm (UTC)
Спасибо! Буду иметь ввиду на будущее. В тех местах был в Дуниловичах, Лучае, Воропаево, ну в Поставах естественно))
Но у меня для начала есть в районе моего хутора на Сморгонщине знатые фортификационные штуки времён ПМВ. В Дубатовке, Козенятах, Лещенятах и иже с ними. Я даже больше скажу: на моём хуторе склеп сделан на базе немецкого ДОТа!))

Profile

новые высоты
tomkad
TomkaD - mente et malleo...

Page Summary

Статистика



Рейтинг блогов

free counters




Поисковый анализ сайта

Latest Month

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Comments

Powered by LiveJournal.com