?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Примерно в километре от деревни Козярники Сморгонского района, между населёнными пунктами Мель, Ошмянец и Плавушка, в глухой части урочища Тупальщина на Вилии вот уже больше века стоят впечатляющие бетонные руины железнодорожного моста построенного немцами во время Первой мировой войны. Мост этот - часть сети военно-полевых дорог, густая сеть которых окутала оккупированный участок Беларуси в период с 1915 по 1918 гг, когда активные военные действия уступили место позиционной окопной войне и линия фронта стабилизировалась на длительное время. Непосредственно по "Тупальскому мосту" проходила рокадная железнодорожная линия Солы - Жодишки (?) стандартной для немецких войск ширины 600 мм.



Как выглядят руины немецкого железнодорожного моста сегодня и что ещё интересного можно "накопать" в здешнем лесу, смотрим под катом.


 Стабилизация  фронта в конце 1915 года по линии Двинск - Поставы - Барановичи - Пинск ознаменовала переход к затяжной позиционной войне. Войска нуждались в постоянном материальном снабжении, и под эти нужды по обе стороны от линии фронта, практически навстречу друг другу, начали строиться военно-полевые железные дороги. На небольшой площади в районе Молодечно, Вилейки и Сморгони существовало большое количество таких дорог (см. карту схему), одной из которых и была линия Солы - Жодишки (?), которая в последних по видимому не заканчивалась, а шла дальше на север в район озера Свирь.


Фрагмент карты любезно позаимствован у francis_maks в посте про военно-полевые дороги западного фронта ПМВ

Отправляемся "в поля", чтобы воочию увидеть руины капитального (по узкоколейным меркам) железнождорожного моста послужившего в лучшем случае года два, но простоявшего заброшенным целый век! От Жодишек по автомобильному мосту перебираемся на правый берег Вилии и практически сразу сворачиваем вправо в густую лесную чащу (указатель на Новосёлки) на уверенную лесную дорогу. Дорога всё время идёт вдоль русла реки и через некоторое время на высоком обрывистом берегу покажется интересный рукотворный объект - "скалодром".



 В середине прошлого века огромными гранитными валунами оформили часть высокого обрыва напротив санатория "Лесная Поляна" и устроили здесь скалолазную трассу. Пользуется ли кто-нибудь скалодромом теперь, не знаю, но выглядит объект привлекательно))




Вилия в районе деревни Мель



Между деревнями Мель и Ошмянец на реке находятся искомые руины.



От моста осталось 7 бетонных быков высотой метров по 5 каждый: 5 штук ещё стоят, один у левого берега лежит в воде, а ещё один "врос" в правый берег.



За разрушение немецкого бетона взялись белорусские сосны и берёзки, посмотрим сколько на это у них уйдёт времени





Узкая колея лично у меня никогда не ассоциировалась с чем-то таким крупным, масштабным, но мнение поменялось после того, как я увидел эту капитальную немецкую постройку. Это  надо же - под колею 600 мм такое вот сооружение!








Мнение ещё больше упрочилось, когда на этом же правом берегу реки у моста мы разыскали немаленьких размеров железнодорожную насыпь, наличие которой у узкоколеек военного назначения было обязательным из-за высоких нагрузок на оси.



Сечение немецкой узкоколейной военно-полевой дороги в общем случае выглядело так:



Основанием пути служила площадка сечением в виде равнобедренной призмы высотой 5 см и шириной 2,9 м. По бокам выкапывались водосливные канавы. Поверх насыпалась балластная призма высотой 30 см. Верхнее строение пути составлялось из 3-х типов модулей. Это «прямые», «кривые» и «стрелочные переводы». Характерной особенностью немецких УЖД военного назначения было наличие стальных(!) шпал вплоть до 30-х годов 20-го века, пока их не вытеснили железобетонные. Так что кто знает, возможно прогулявшись по данной насыпи пару километров с металлоискателем ещё можно будет наткнуться на интересный артефакт времён Первой мировой войны.


По моим ощущениям высота данной насыпи состовляет метра 2-2,5 не меньше (выше моего роста точно). По обе стороны угадываются водосливные канавы



Насыпь прослеживается на километр полтора и теряется где-то в лесу в направлении деревни Солы



Вид в сторону Старой Рудни - Солы



Вид насыпи в сторону моста через Вилию





Часть этой наспыи отражена по видимому на карте Генштаба 1:100 000  1983 года.






А теперь переместимся южнее от "тупальского моста" на самую окраину деревни Мель. Здесь по оба берега реки у самой воды можно найти ещё одни руины - руины паромной переправы наведённой теми же немцами во время той же Первой мировой.





От руин парома, аккурат в их створе, в направлении пересечения с железнодорожной насыпью на Солы прослеживается уверенная просека.





На картах РККА 1930-х годов между Мелью и Плавушками показана паромная переправа, следовательно немецкое наследие ещё некоторое время использовалось на мирные нужды.



Ну а теперь по проблемному моменту, который меня смущает. Если немецкая военно-полевая дорога действительно была со станции Солы и шла на Жодишки, то мне кажется странным возводить капитальный переход через Вилию в 5 с лишним километрах севернее Жодишек при наличии более короткого прямого пути. Так и хочется трассу железки продлить на северо-восток в направлении озера Свирь, а оттуда на Константиново или на Шеметово Свенцянско-Лынтупской сети дорог, но никак не разворачивать её на юг в Жодишки. А вот от паромной переправы в районе деревни Мель можно вполне себе плавно продлить направление до Жодишек (синий цвет на карте). Но это, впрочем, мои личные фантазии, которые только где-то отдалённо гуляют от истинного положения вещей.

Красный - вероятная трасса военно-полевой железной дороги от д.Солы до Тупальского моста; синий - вероятное направление путей сообщения через паромную переправу на Вилии. Карта Генштаб 1:100000 (1983 год).



Ну а тем временем бобриная диаспора на Вилии возводит свою паромную переправу...





Posts from This Journal by “история ЖД” Tag

promo tomkad december 31, 2024 22:23 189
Buy for 30 tokens
"Кожны чалавек любіць сваю бацькаўшчыну, незалежна ад велічы і хараства сваёй прыроды, ад яе багацця і славы, ад таго дабрабыту, якім яна адорвае сваіх сыноў. Вандроўны жыхар паўночнай тундры любіць сваю суровую бацькаўшчыну не менш, чым жыхар яскравага, поўнага жыцця і фарбаў, багатага…

Comments

barsun_life
Feb. 13th, 2018 11:42 am (UTC)
Т.е. там с дорогой всё норм, на машине доехать можно? Или от какого-то места пешком?
tomkad
Feb. 13th, 2018 11:49 am (UTC)
Первые километра три вообще как по автобану катишь, потом обычная лесная дорога)) До самого моста добраться не проблема корчом, хотя я своего оставил возле руин паромной переправы, а дальше метров 700 -800 пешочком погуляли.




Главное - не соваться на машине дальше до деревни Дубок - там после д.Ошмянец дорогу затягивает кустарник и лес в конце концов. Я хотя и прорвался до Дубка, но с большим трудом и сильными матами на своего штурмана-одноклассника и его мэпсми




Edited at 2018-02-13 11:51 am (UTC)
barsun_life
Feb. 13th, 2018 11:57 am (UTC)
Ага, ок, дорога - это хорошо.
А в Дубок, да, мы обычно вокруг ездим через Старую Рудню, кругами.
Prizrak Demon
May. 30th, 2019 09:09 pm (UTC)
Все хорошо проезжается к самому мосту. Как по правому, так и по левому берегу. Что касаемо дороги на д. Дубок от Ошмянца, так тоже все в порядке. Просто в Ошмянце нужно повернуть на лево, а не ехать прямо вдоль Вилии. Свернув в лево, попадешь на дорогу ведущую в д. Новоселки, а там и в Дубок и за Дубок. Говорю так как сам из Жодишек.

Profile

новые высоты
tomkad
TomkaD - mente et malleo...

Page Summary

Статистика



Рейтинг блогов

free counters




Поисковый анализ сайта

Latest Month

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Comments

Powered by LiveJournal.com