TomkaD - mente et malleo... (tomkad) wrote,
TomkaD - mente et malleo...
tomkad

Category:

МЕЛЬ, КОЗЯРНИКИ - Руины железнодорожного немецкого моста Первой мировой войны (Тупальский мост)

Примерно в километре от деревни Козярники Сморгонского района, между населёнными пунктами Мель, Ошмянец и Плавушка, в глухой части урочища Тупальщина на Вилии вот уже больше века стоят впечатляющие бетонные руины железнодорожного моста построенного немцами во время Первой мировой войны. Мост этот - часть сети военно-полевых дорог, густая сеть которых окутала оккупированный участок Беларуси в период с 1915 по 1918 гг, когда активные военные действия уступили место позиционной окопной войне и линия фронта стабилизировалась на длительное время. Непосредственно по "Тупальскому мосту" проходила рокадная железнодорожная линия Солы - Жодишки (?) стандартной для немецких войск ширины 600 мм.



Как выглядят руины немецкого железнодорожного моста сегодня и что ещё интересного можно "накопать" в здешнем лесу, смотрим под катом.


 Стабилизация  фронта в конце 1915 года по линии Двинск - Поставы - Барановичи - Пинск ознаменовала переход к затяжной позиционной войне. Войска нуждались в постоянном материальном снабжении, и под эти нужды по обе стороны от линии фронта, практически навстречу друг другу, начали строиться военно-полевые железные дороги. На небольшой площади в районе Молодечно, Вилейки и Сморгони существовало большое количество таких дорог (см. карту схему), одной из которых и была линия Солы - Жодишки (?), которая в последних по видимому не заканчивалась, а шла дальше на север в район озера Свирь.


Фрагмент карты любезно позаимствован у francis_maks в посте про военно-полевые дороги западного фронта ПМВ

Отправляемся "в поля", чтобы воочию увидеть руины капитального (по узкоколейным меркам) железнождорожного моста послужившего в лучшем случае года два, но простоявшего заброшенным целый век! От Жодишек по автомобильному мосту перебираемся на правый берег Вилии и практически сразу сворачиваем вправо в густую лесную чащу (указатель на Новосёлки) на уверенную лесную дорогу. Дорога всё время идёт вдоль русла реки и через некоторое время на высоком обрывистом берегу покажется интересный рукотворный объект - "скалодром".



 В середине прошлого века огромными гранитными валунами оформили часть высокого обрыва напротив санатория "Лесная Поляна" и устроили здесь скалолазную трассу. Пользуется ли кто-нибудь скалодромом теперь, не знаю, но выглядит объект привлекательно))




Вилия в районе деревни Мель



Между деревнями Мель и Ошмянец на реке находятся искомые руины.



От моста осталось 7 бетонных быков высотой метров по 5 каждый: 5 штук ещё стоят, один у левого берега лежит в воде, а ещё один "врос" в правый берег.



За разрушение немецкого бетона взялись белорусские сосны и берёзки, посмотрим сколько на это у них уйдёт времени





Узкая колея лично у меня никогда не ассоциировалась с чем-то таким крупным, масштабным, но мнение поменялось после того, как я увидел эту капитальную немецкую постройку. Это  надо же - под колею 600 мм такое вот сооружение!








Мнение ещё больше упрочилось, когда на этом же правом берегу реки у моста мы разыскали немаленьких размеров железнодорожную насыпь, наличие которой у узкоколеек военного назначения было обязательным из-за высоких нагрузок на оси.



Сечение немецкой узкоколейной военно-полевой дороги в общем случае выглядело так:



Основанием пути служила площадка сечением в виде равнобедренной призмы высотой 5 см и шириной 2,9 м. По бокам выкапывались водосливные канавы. Поверх насыпалась балластная призма высотой 30 см. Верхнее строение пути составлялось из 3-х типов модулей. Это «прямые», «кривые» и «стрелочные переводы». Характерной особенностью немецких УЖД военного назначения было наличие стальных(!) шпал вплоть до 30-х годов 20-го века, пока их не вытеснили железобетонные. Так что кто знает, возможно прогулявшись по данной насыпи пару километров с металлоискателем ещё можно будет наткнуться на интересный артефакт времён Первой мировой войны.


По моим ощущениям высота данной насыпи состовляет метра 2-2,5 не меньше (выше моего роста точно). По обе стороны угадываются водосливные канавы



Насыпь прослеживается на километр полтора и теряется где-то в лесу в направлении деревни Солы



Вид в сторону Старой Рудни - Солы



Вид насыпи в сторону моста через Вилию





Часть этой наспыи отражена по видимому на карте Генштаба 1:100 000  1983 года.






А теперь переместимся южнее от "тупальского моста" на самую окраину деревни Мель. Здесь по оба берега реки у самой воды можно найти ещё одни руины - руины паромной переправы наведённой теми же немцами во время той же Первой мировой.





От руин парома, аккурат в их створе, в направлении пересечения с железнодорожной насыпью на Солы прослеживается уверенная просека.





На картах РККА 1930-х годов между Мелью и Плавушками показана паромная переправа, следовательно немецкое наследие ещё некоторое время использовалось на мирные нужды.



Ну а теперь по проблемному моменту, который меня смущает. Если немецкая военно-полевая дорога действительно была со станции Солы и шла на Жодишки, то мне кажется странным возводить капитальный переход через Вилию в 5 с лишним километрах севернее Жодишек при наличии более короткого прямого пути. Так и хочется трассу железки продлить на северо-восток в направлении озера Свирь, а оттуда на Константиново или на Шеметово Свенцянско-Лынтупской сети дорог, но никак не разворачивать её на юг в Жодишки. А вот от паромной переправы в районе деревни Мель можно вполне себе плавно продлить направление до Жодишек (синий цвет на карте). Но это, впрочем, мои личные фантазии, которые только где-то отдалённо гуляют от истинного положения вещей.

Красный - вероятная трасса военно-полевой железной дороги от д.Солы до Тупальского моста; синий - вероятное направление путей сообщения через паромную переправу на Вилии. Карта Генштаб 1:100000 (1983 год).



Ну а тем временем бобриная диаспора на Вилии возводит свою паромную переправу...





Tags: Гродненская область, Фото, Френдам, Чыгунка, история ЖД, узкая колея, шляхамі Беларусі
Subscribe

Posts from This Journal “история ЖД” Tag

promo tomkad декабрь 31, 2024 22:23 183
Buy for 30 tokens
"Кожны чалавек любіць сваю бацькаўшчыну, незалежна ад велічы і хараства сваёй прыроды, ад яе багацця і славы, ад таго дабрабыту, якім яна адорвае сваіх сыноў. Вандроўны жыхар паўночнай тундры любіць сваю суровую бацькаўшчыну не менш, чым жыхар яскравага, поўнага жыцця і фарбаў, багатага…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments