TomkaD - mente et malleo... (tomkad) wrote,
TomkaD - mente et malleo...
tomkad

Categories:

Казахстан. АЛМАТЫ - метрополитен

Несколько дней назад, 1 декабря 2016 года, свой 5-летний юбилей справил Алматинский метрополитен, который стал первым по счёту в Казахстане, вторым в средней Азии после Ташкентского и 16-м на территории бывшего Советского союза. Вспышку я, конечно, проморгал (был занят) и не подготовил этот псто ко дню самого праздника, а вчера вот уселся посмотреть, чего же такого мне удалось нарыть в алматинском метро во время своего майского визита. Оказалось, что фоток довольно много - кое-чего и могу состряпать.

Что в первую очередь нужно знать про алматинский метрополитен: он современный, красивый и пустой. Ну то, что современный, так это понятно - первый поезд здесь пошёл в декабре 2011-го года. Быть не красивым и не понтовым он тоже не мог - всё-таки Азия и тут всё должно быть пабагатаму. А вот пустым метро является, по моему мнению, из-за трёх причин: своей относительной молодости (народ ещё не привык и не приобщился толком), довольно неудобному графику работы (касается времени работы станций и интервала движения поездов), ну и некоторым национальным особенностям передвижения (вся средняя Азия и по сей день продолжает ездить на дешёвых нелегальных такси). Немного подробнее об этом попробую написать в данном посте.



Как выглядит метро южной столицы Казахстана, смотрим  и читаем под катом.


Впервые о метро в Алма-Ате заговорили ещё в 1978 году, когда был утверждён новый генплан города. В 1980 году Косыгин дал распоряжение на разработку ТЭО, проектирование и скорейшее начало строительства метрополитена в "яблочном городе", на что довольно быстро отреагировали власти Казахской ССР. При подготовительных работах под нужды метро в городе было снесено 137 зданий, в том числе 92 жилых дома. Непосредственно строительство первой очереди метрополитена (включала 8 станций) началось в 1988 году и до развала СССР велось за счёт всесоюзного бюджета. Ну а в 1991 году, после развала большой страны, все работы на большой стройке в Алма-Ате были заморожены.

С 1991 по 2003 годы было много намерений возобновить стройку: приглашались зарубежные компании на проектирование, привлекались инвесторы извне, да только всё это не принесло никаких результатов. В 2003-м году проект получил финансирование из республиканского бюджета и работы вновь возобновились. Как и везде на постсоветском пространстве, стройка носила во многом политический характер, являлась что ли делом престижа страны. Нурсултан Назарбаев и другие чиновники неоднократно подгоняли проходчиков, указывали нереальные сроки сдачи  и ввода объекта в эксплуатацию, что, как мы знаем, обычно ни до чего хорошего не доводит. Так или иначе, только 1 декабря 2011 года состоялось торжественное открытие  метрополитена Алматы.

Превая очередь протяжённостью линии в 10,3 км включила в себя 9 станций (5 - глубокого заложения и 4 - мелкого): Московская, Сайран, Алатау, Театр Ауэзова, Байконыр, Абая, Алмалы, Жибек Жолы и Райымбек Батыра. Существуют планы по продлению первой линии в западном направлении к удалённым жилым микрорайонам, планируется строительство второй, а на некоторых перспективных схемах развития и третьей линии метрополитена.



Пятиминутка общей информации подошла к концу, так что теперь  спускаемся под землю и начинаем изучать станции Алматинского метрополитена.

Московская

Произносить название этой станции возможно даже и не стоило - это и так становится ясно по внутреннему оформлению. Станция двухъярусная, оформлена в основном в красно-белых цветах. На верхнем ярусе висят большие фотографии с наиболее значимыми сооружениями златоглавой, а нижнем ярусе в глаза сразу же бросается силуэт кремлёвской стены.





Турникеты на выход



Верхний ярус





Московский кремль





Контактный рельс удалён от платформы, а не спрятан под неё, как у нас в Минске



В Алматинском метрополитене в настоящее время эксплуатируются южнокорейские поезда фирмы Хёндай.  Всего в парке числится 7 таких составов



Составы четырёхвагонные, со сквозным проходом, салон кондиционируется, бумажной рекламы практически нет - вся реклама в виде роликов и слайдов выводится на телевизоры (видны в кадре снизу)





Сайран, как и Московская, является двухъярусной станцией. Оформление здесь более скромное. Вообще эти две станции строились и отделывались последними.





Второй ярус





Выставка картин



На платформе





Что касается неудобств алматинского метро, о которых я упомянул во вступлении к посту.
Во-первых, это режим работы. В инторнетах время работы метрополитена указано с 6.30 до 23.30,  но я кажись своими глазами видел на входных дверях одной из станций 7.00-23.00.  В любом случае для большого города, такой график работы главного вида общественного транспорта не назовёшь приемлемым.
Во-вторых, это интервал движения поездов. В выходные дни поезда ходят через каждые 13 минут, в будние в межпиковое время - 10 минут, а в часы пик - 8 минут!!!! Май гадбл. Возможно именно поэтому метро и не пользуется большим спросом у алматинцев. Уж тем более, что в любом среднеазиатском городе можно просто стать у обочины дороги, поднять руку и сразу сесть в такси, которое за очень небольшие деньги доставит в нужную часть города.

Алатау представляет собой односводчатую станцию с двумя платформами, которые разделяются железнодорожным полотном.






Под сводом станции виднеется изображение острых пиков гор Алатау (дословно "пёстрые горы")




Один из немногих расклеенных рекламой вагонов



Свой интерес в Алматинском метро представляет и система оплаты проезда. Бесконтактные многоразовые смарт-карты, а также недавно введённые единые проездные (система ОНАЙ)  в общем-то не должны вызвать какого-то удивления у современного человека, а вот одноразовые жетончики, которые продаются в Алматы - это просто дичь! Дело в том, что они не только одноразовые, но и срок их действия истекает в тот же день, когда они были куплены!  Как пояснила кассир одной из станций, каждый день в системе меняются кодировки и чипы жетончиков становятся не действительными. Зато существует так называемый "день жетона", объявленный по средам, когда можно прийти со своими просроченными жетонами и воспользоваться ими.  Такой особенности я ещё нигде не встречал, если честно. Так что, дорогой соотечественник, не вздумай тариться в Алматы жетонами впрок, ну или ожидай среду.

Театр Ауэзова



Скамейки в метрополитене сделаны из натурального камня. Это, конечно, красиво, но вот в задницу уж сильно холодно.



В конце перрона находится тематическая мозаика









Едем дальше



Байконыр







DSC09567-02.jpg



Станция Байконыр является пилонной, то есть центральный зал и станционные тоннели предсталяют собой независимые помещения и разделены между собой рядами пилонов





Какая-то из глубоких цитат президента Назарбаева. Что-то про метро и 20-летие независимости





Станция Абая, хотя и расположена ближе всего к административному центру Алматы, не представляет из себя чего-то такого интересного.  Разве что только в районе Абая, трасса метро меняет своё ориентирование на 90 градусов (с широтного на меридиональное).







Станция Алмалы или как мы перевели для себя - "яблочная".





Настенная мозаика




А вот, собственно, и яблочная тематика на станции: Назарбаев и цветущая яблоня.





В другом конце станции - большой "яблочный" витраж



Выход к эскалаторам



На порядок глубже, нежели в Минске



Жибек Жолы является одной из самых красивых станций алматинского метрополитена. Различные вариации этого названия вы обязательно встретите в каждой из среднеазиатских республик (Йопек Йолы в Туркменистане, Жибек Жолу в Кыргызстане, Ипак Йолы в Узбекистане) и переводится это всё как "Шёлковый путь".Шёлковый путь - неотъемлемая часть истории Средней Азии и Азии вообще. В честь него называют улицы, магазины, населённые пункты и даже станции метро.

Наземный вестибюль станции метро Жибек Жолы



В вестибюле станции на стене находится большая карта-мозаика, выложенная красивой майоликовой плиткой. Несложно догадаться, что на карте отражены основные и вспомогательные ветви Великого Шёлкового пути, а также отмечены важнейшие торговые города того времени.



Всё не могу понять, почему Ташкент и Самарканд оказались западнее Хивы и Бухары





Устройство для перевозки инвалидов-колясочников





Центральный зал станции Жибек Жолы







В конце перрона на стене находится ещё одна красочная мозаика









Ну и наконец конечная станция первой линии метрополитена Райымбек Батыр. Отсюда ближе всего топать до ж/д-вокзала станции Алматы-2 и до автовокзала "Саяхат"







Только сейчас обратил внимание, что на перронах отсутствуют большие зеркала для машинистов, которые можно увидеть у нас в Минске



Райымбек Батыр - вполне логично предположить



Вот таким метрополитеном могут сегодня похвастаться братские казахи. Красиво, современно, но всё же пустовато.



Tags: АзиАДа 2016, Казахстан, Метро, Фото, Френдам, города, транспорт
Subscribe

Posts from This Journal “Метро” Tag

  • О юбилейных жетонах метро

    В последние дни как-то не совсем выгодно езжу в минской подземке. Беру два жетона, а один из них - новенький юбилейный. Такой жалко в ход пускать -…

  • Станцыя Ліманаўка

    Окрыленный своими недавними успешными похождениями по метрополитену Самары, решил я сегодня спуститься в наше метро и прокатиться в сторону новой…

  • САМАРА - катание на метрополитене 2

    Во время своего первого визита в Самару, я успел посетить всего три станции здешнего метрополитена, о чем уже писал ранее здесь…

  • САМАРА - обкатка метрополитена

    Как уже писал ранее, неделю назад довелось мне посетить славный городок Самара, в котором проживает сегодня ни много, ни мало а 1,2 миллиона человек,…

  • Стокгольмский метрополитен. Станция HALLONBERGEN

    С самой красно-зеленой станцией стокгольмской подземки Solna Centrum мы познакомились здесь. На очереди станция Hallonbergen расположенная на…

  • SOLNA CENTRUM - Есть в Стокгольме такая станция метро

    Из наших пяти часов пребывания в Стокгольме около двух мы посвятили изучению одной из главных достопримечательностей города – местного…

promo tomkad december 31, 2024 22:23 183
Buy for 30 tokens
"Кожны чалавек любіць сваю бацькаўшчыну, незалежна ад велічы і хараства сваёй прыроды, ад яе багацця і славы, ад таго дабрабыту, якім яна адорвае сваіх сыноў. Вандроўны жыхар паўночнай тундры любіць сваю суровую бацькаўшчыну не менш, чым жыхар яскравага, поўнага жыцця і фарбаў, багатага…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 46 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →