О том как впервые я попал в Жупраны - маленькая предистория с железнодорожным уклоном)))
...Вновь открыл глаза от шума грузового состава что грохотал где-то метрах в 10 от меня. Спалось всю ночь плохо и вовсе не от того, что ночевал прямо у путей спрятав палатку в зарослях кустарника и слушал звуки железки. Напротив под этот звук очень даже неплохо засыпать. Покоя не давало колено, которое начало жутко болеть минувшим вечером, от чего я со стороны напоминал хромающую дворнягу которой наступили на лапу... За ночь боль немного приутихла, но тем не менее не прошла и колено также тяжело сгибалось/разгибалось, а это наводило на мысли что пора все-таки скорее завершать вылазку на линию Молодечно - Гудогай...
Перегон Солы - Ошмяны, 6 утра, на улице уже доволно светло. Вот идет резаком вильнюсская откапиталенная машка бело-красной раскраски и обгоняет двух путейцев, которые только что косили траву недалеко от того места где стоит моя палатка.
Готовлю завтрак и тут же прикидываю как выбираться на Минск, чтобы еще куда-нибудь заглянуть в интересное местечко - благо в Гродненской области их хоть отбавляй. Лист-двухсотка "Молодечно" показывает что в относительной близости от меня в противоположных сторонах от железки находятся Гервяты и Жупраны. И если я слышал про то, что в Гервятах находится несусветной красоты Троицкий костел , название "Жупраны" было как-то чаще у меня на слуху, хотя в данный момент я упорно не мог вспомнить по какой причине. Выбор пал все-таки на Жупраны, потому как деревня находится на относительно оживленной трассе Ошмяны - Сморгонь, которая должна была подсобить в плане добирания домой... Но прежде все-таки я решил дождаться прохождения по перегону пачки утренних пассажирских из Вильнюса и на Вильнюс, для чего и засел на мостике через маленький ручеек под названием Кернова.
Грузовое движение на этой линии не может не радовать своей частотой и главное разнообразием ПДСа. Во главе грузового состава здесь можно увидеть как наши фантомасы 2ТЭ10У и 2ТЭ10М, "машки" М62, так и литовские "машки" разных расцветок и степени откапиталенности. В данный момент прошло два фантома в разных направлениях
Затем со стороны Ошмян прошел Вильнюс-Минск с холодным ТЭП70 в резерве.
Вел же состав ТЭП70К-0251 который как и все остальные минские "кашки" месяцем ранее распрощался со старой окраской (мне она честно говоря больше была по душе). От сатрой окраски пока остался только оранжевый не в тему метельник...
Вскоре на Вильнюс прошел Калининградский, а потом и Могилев-Вильнюс опять таки с тепловозом в резерве...
По пути на станцию Ошмяны еще словил в необычном ракурсе литовскую машку шедшую резаком
На переезде в Ошмянах еще раз подумал по поводу стороны куда мне отправиться и вновь вспомнив про колено стал у дороги начал стопить в сторону Жупран. Долго ждать не пришлось - меня подобрал молодой мужичок следовавший в райцентр по делам. С ним мы о чем-то беседовали, пока машина не взобралась по дороге на вершину высокого холма... Увидев открывшийся перед глазами пейзаж я просто не мог удержаться и попросил водителя высадить меня именно здесь на дороге, хотя до деревни оставалось еще пара километров.
Удивили глаз невероятно большие и резкие перепады уровней высот, которых доселе в Беларуси мне не приходилось наблюдать, а также открывался хороший вид на саму деревню в которой возвышался силуэт костела.
Теперь в деревне меня интересовал прежде всего костел, куда в это воскресное утро спешили нарядно одетые сельчане
Костел Святого Петра и Павла был построен в 1854—75 гг.
Время близится к 11 часам, а это значит, что если я хочу выбраться в ближайшее время на Минск, то пора уже выходить на трассу и стопить до Сморгони, а там уж подсаживаться в дизло до Молодечно и оттуда на "собаке" до столицы. Чтож на прощание кадр памятника погибшим в ВОВ...
Только уже в Минске я понял, что сильно лоханулся и вспомнил наконец с чем же (а вернее с кем) в моей голове связано название этой деревни. Ведь в Жупраны - родина великого белорусского писателя Франтишека Богушевича. Вот на памятник писателю я и не попал, не попал так же и на могилу, которая находится недалеко от костела. В 2009-ом когда я был здесь надмогильный памятник еще был на месте, а вот уже летом 2010 его демонтировали...
Но с уверенностью следует заметить что в Жупаранях я еще побываю - есть еще на что посмотреть.
Journal information