?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Утро третьего дня нашего пребывания в армянской столице было посвящено в первую очередь посещению Ереванской детской железной дороги, которая несмотря на глубочайший кризис, наступивший в стране с развалом СССР, смогла выжить, хотя и перестала в полной мере быть детской. Теперь дорога обслуживается взрослыми и работает только по выходным, когда открыт парк аттракционов, расположенный по соседству.



Из интересностей, которые сегодня ждут нас на объекте можно назвать: причудливое здание станции Айреник, построенное из блоков вулканического туфа в самом конце 1940-х годов; искусственный псевдотоннель длиной 45 метров, расположившийся примерно посередине трассы дороги; красавец-паровоз серии Л-159-434, выпущенный в 1937 году Подольским крекинго-электровозостроительным заводом; самодельные деревянные вагоны открытого типа, хорошо сохранившиеся со дня открытия дороги, а также цельнометаллические вагоны PAFAWAG, пребывающие в настоящее время в довольно скверном состоянии; ну и, конечно же, тепловоз ТУ2 (куды ж без оного на ДЖД?).


С инициативой строительства детской железной дороги в Ереване весной 1935 года выступил первый секретарь ЦК Компартии Армении Агаси Ханджян. Комсомол не мог не откликнуться на решение «старшего брата», и в мае 1935 года секретарь ЦК ЛКСМ Армении Варткес Аваков предложил тему строительства ДЖД на обсуждение комсомольских организаций города и Ереванского отделения Закавказской железной дороги. В июне 1935 года в Тбилиси была открыта официально первая детская железная дорога в СССР и в мире, и теперь армяне, всегда любившие соревноваться с грузинскими соседями,  просто не могли не построить у себя такую же дорогу и даже лучше))

Местом строительства Ереванской ДЖД было выбрана живописная площадка в ущелье реки Раздан, неподалеку от Ереванской ГЭС. В апреле 1936 года здесь торжественно заложили первый камень в фундамент строящегося вокзала станции Парос, которую впоследствии преименовали в Айреник (Родина).

Сегодня, чтобы попасть на ДЖД, необходимо направиться с центральной улицы Еревана, проспекта Маштоца, по одноимённому скверу в сторону почтамта.

Центральная часть Еревана. Вид со спутника. Кликабельно



Высокое здание почтамта ни с чем не спутаешь. Так вот нам необходимо пройти прямо под почтамтом по одному из двух длинных паралелльных тоннелей, которые и выведут нас прямо в ущелье Раздана.

Ереванский почтамт и порталы пешеходных тоннелей под ним



Тоннели сами по себе уже являются достопримечательностью и заслуживают отдельного описания, но сегодня не про них речь в нашем псто.



Итак, мы вышли в ущелье реки Раздан и оказались в детском парке аттракционов, прогулявшись по которому абсолютно без каких-либо проблем обнаружили большое каменное здание станции Айреник. Я бы даже сказал, что для ДЖД это вообще огромное здание станции!



Спуск к ДЖД



Дорога в Ереване заработала в 1937 году, но первое здание вокзала здесь было деревянным. Нынешнее здание станции было построено в конце 1940-х годов из традиционного для армян строительного материала - вулканического туфа абрикосового цвета.



Каменное здание с обилием светлых арок, многочисленными лестницами и обязательной башенкой заметно выделялось на фоне окружающего ландшафта и настраивало посетителя ДЖД на возвышенный лад.



Настоящий сказочный дворец!



В настоящее время в здании станции ведётся вялотекущий ремонт.







Конечно же нельзя не назвать ещё одной уникальной особенности в архитектуре здания станции Айреник. Из-за особенностей рельефа рельефа, сказочный вокзал расположился прямо над оросительным каналом! При этом уровень воды текущей в канале, намного выше профиля узкоколейки, находящейся в 8-10 метров отсюда!

Уровень воды в канале можно сравнить с высотой железнодорожного состава, стоящего на путях станции



Оросительный канал, тянущийся вдоль Ереванской ДЖД. Справа в кадре видны пути железной дороги



Открытие Ереванской ДЖД было запланировано на 7 ноября 1937 года, ко дню 20-летия Октябрьской Революции, однако строители управились быстрее, поэтому первый состав отправился со станции Айреник аж на 4 месяца раньше от намеченной даты. 9 июля 1937 года состав из трёх самодельных пассажирских вагонов открытого типа, ведомый паровозом Л-159-434, подаренным юным железнодорождникам рабочими Подольского электровозо-строительного завода, отправился в свой первый путь по двухкилометровой стальной линии.

Паровоз Л-159-434 с пассажирским составом. Часть трассы дороги пролегает между оросительным каналом и руслом горной реки Раздан, отчего идущий между двумя бурными потоками состав  выглядит очень оригинально. Вернее выглядел, сегодня местность прилично заросла деревьями и кустарником и такой картины уже не увидишь.



Источник фото

Паровоз сегодня



Заводская табличка на паровозе



В будке паровоза







В 1971 году на ереванскую дорогу пришёл тепловоз ТУ2-116, однако сегодня на путях станции Айреник можно увидеть только ТУ2 с бортовым номером 096



Армянский герб на тепловозе ТУ2







А вот и те самые три самодельных вагона, сохранившихся со дня открытия ДЖД.



Вагоны подобного типа я видел только на ДЖД в Тбилиси, но это было неделей позже, а сейчас я рассматривал их впервые.







Правее от здания станции на тупиковом пути доживают свой век два цельнометаллических Пафавага.



Они пришли на дорогу в марте 1959 года.







На станции Айреник в наличии имеется два пути, однако один из них используется для отстоя незадействованного подвижного состава. Из-за отсутствия обгонного пути на конечной станции Пионеракан, в обратный рейс поезд отправляется вагонами вперёд. Доподлинно неизвестно, было ли так всегда или же "Пионерская" раньше имела обгонный путь?



Платформа станции Айреник. За каменным забором текут воды оросительного канала.



Горловина станции Айреник.



Максимальная длина дороги составляла 2,1 км. Ширина колеи 750 мм.







Примерно посередине дороги расположился тоннель длиной в 45 метров.



На старой фотографии можно увидеть его в процессе сооружения (начало 50-х)


Дальше тоннеля я не отправился (поджимало время), хотя там дальше должны были располагаться платформа Урахутюн и ещё через километр - конечная станция Пионеракан. Существуют ли они в настоящее время и в каком они состоянии пребывают, я так и не узнал.

Вот что пишут на страницах сайта о ДЖД СССР: "Поезд (состоящий иногда из одного вагона) проходит без остановки платформу Урахутюн и останавливается около станции Пионеракан. Поскольку от неё почти ничего уже не осталось, пассажиры из вагона не выходят, и поезд сразу же возвращается к началу маршрута вагонами вперёд. Но всё равно дорога пользуется огромной популярностью у ереванской детворы."
Судя по этому описанию, отказавшись от дальнейшего пути за тоннель, я по ходу мало чего потерял. А может и как раз наоборот.



Справочные данные по истории Ереванской ДЖД  взяты из статьи http://www.dzd-ussr.ru/towns/erevan/



Posts from This Journal by “ДЖД” Tag

promo tomkad januar 1, 2019 22:23 170
Buy for 30 tokens
"Кожны чалавек любіць сваю бацькаўшчыну, незалежна ад велічы і хараства сваёй прыроды, ад яе багацця і славы, ад таго дабрабыту, якім яна адорвае сваіх сыноў. Вандроўны жыхар паўночнай тундры любіць сваю суровую бацькаўшчыну не менш, чым жыхар яскравага, поўнага жыцця і фарбаў, багатага…

Comments

( 20 comments — Leave a comment )
(Deleted comment)
tomkad
Nov. 20th, 2015 08:16 am (UTC)
Неа. С собой угля не прихватил(((
(Deleted comment)
tomkad
Nov. 20th, 2015 08:19 am (UTC)
Ой, ну не напоминай мне даже! И так хреново(((
livejournal
Nov. 20th, 2015 08:29 am (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal Беларуси! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
postalovsky_a
Nov. 20th, 2015 09:24 am (UTC)
"Есть ли жизнь без паровоза?"
tomkad
Nov. 20th, 2015 09:50 am (UTC)
А чего в кавычах?
postalovsky_a
Nov. 20th, 2015 09:54 am (UTC)
пятница, на философские вопросы потянуло
tomkad
Nov. 20th, 2015 09:55 am (UTC)
Так рано? Ещё же полдня работать! А уж потом можно и философствовать по-пятничному))
incopolis
Nov. 20th, 2015 12:22 pm (UTC)
Что ж они так пафаваги-то угробили...
tomkad
Nov. 20th, 2015 12:23 pm (UTC)
Зато сохранили деревянные самоделки))
(no subject) - 7hjre - Nov. 20th, 2015 01:29 pm (UTC) - Expand
tomkad
Nov. 20th, 2015 01:43 pm (UTC)
malianov
Nov. 20th, 2015 01:35 pm (UTC)
Ещё две платформы существуют. Поезд почему-то доезжает до Пионеракан и сразу идёт обратно без посадки и высадки.
krukumbush
Nov. 20th, 2015 04:45 pm (UTC)
>>>В кабине паровоза

Единственно уточню - у паровоза нет кабины, но есть будка. Будка паровоза.
tomkad
Nov. 23rd, 2015 05:12 am (UTC)
Да, спасибо)
tuteyshaya
Nov. 20th, 2015 09:45 pm (UTC)
а я и не знала, что вы в Армении были! Зависть! Могу лишь противопоставить, что была в ОАЭ:))) А в Армении не была:(
tomkad
Nov. 23rd, 2015 05:05 am (UTC)
Ну тебе порция зависти в ответ :))
tuteyshaya
Nov. 23rd, 2015 07:50 am (UTC)
Какие твои годы:))))
tomkad
Nov. 23rd, 2015 08:22 am (UTC)
двухтысячные ))
victogan
Nov. 21st, 2015 07:00 am (UTC)
Вагонами вперёд это конечно круть. Особенно если долбить из торцевой двери. Это ж мечта! :)

Edited at 2015-11-21 07:36 am (UTC)
tomkad
Nov. 23rd, 2015 05:13 am (UTC)
эзжай в Эреван!
( 20 comments — Leave a comment )

Profile

новые высоты
tomkad
TomkaD - mente et malleo...

Статистика



Рейтинг блогов

free counters




Поисковый анализ сайта

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Powered by LiveJournal.com