TomkaD - mente et malleo... (tomkad) wrote,
TomkaD - mente et malleo...
tomkad

Categories:

ГРУЗИЯ. Тбилисская ДЖД - первая детская железная дорога в мире

Недалеко от крупнейшего футбольного стадиона грузинской столицы в парке Муштаиди находится уникальный в своём роде объект - детская железная дорога. Ну что тут уникального и необычного на первый взгляд? Ну дорога, ну детская... А всё дело в том, что ДЖД в Тбилиси является первой официально открытой детской железной дорогой не только в Советском Союзе, но и во всём Мире! Случилось это 24 июня 1935 года, то есть в 2015-м дорога справила своё 80-летие! Для сравнения, когда в Минске  со станции Заслоново отправились первые поезда, управляемые детскими поездными бригадами (1955 год), в Тбилиси всё вот это вот действовало уже 20 лет.



Много чего мы успели увидеть за три дня своего пребывания в Тбилиси, много чего не успели, но вот не посетить детскую железную дорогу мы, конечно же, не могли.



Идея строительства детской железной дороги пришла в головы грузинских железнодорожников в 1933 году во время обсуждения строительства макета железнодорожной  дороги на Тбилисской детской технической станции. В ходе прений было высказано предложение не париться с макетом, а построить полноценную узкоколейку, на базе которой можно было бы замутить неплохой учебный проект для детей. Вобщем такая хорошая идея не могла остаться без внимания, она была поддержана, и в сентябре 1934 года в  Парке отдыха имени Орджоникидзе началось строительство. Торжественное открытие дороги состоялось 24 июня 1935 года. Появление детской железной дороги произвело настоящий фуррор, если можно так выразиться)) Практически в одночасье многие крупные города Союза  изъявили желание заиметь такое диво у себя.

Паровоз ЛК-01 на станции Пионерская. Тбилиси. 1953 год. Пассажирские вагоны. Тбилисская ДЖД. 1955 год.
Источник фото Источник фото

Первоначальная длина дороги составила всего 400 метров, но практически сразу же было решено продлить её до 1600 метров и "закольцевать". Не знаю в силу каких именно причин, но осуществить этого до конца не удалось, поэтому окончательная длина железнодорожного полотна  установилась на значении около 1200 метров, а конфигурация дороги получилась в виде кольца с тупиковым ответвлением на конечную станцию.

Детская железная дорога вполне себе работала много-много лет, но наступивший в ходе распада СССР кризис не смог пройти мимо. Дорога стояла два года (1990-92) вообще, а после возобновления деятельности уже перестала быть "детской" и стала обслуживаться взрослыми. С 2010 по 2012-й годы Тбилисская ДЖД также не работала, но уже по причине реконструкции Парка  Муштаиди, в котором она расположилась. В это же время, говорят, были проблемы с техническим состоянием единственного тепловоза

Парк Муштаиди (бывш. им. Орджоникидзе) расположился в центре города на левом берегу реки Кура. Рядышком находится футбольный стадион имени Бориса Пайчадзе, а примерно в 1,5 километров восточнее - главный железнодорожный вокзал (ст.метро "Вокзальная площадь").

Тбилисская ДЖД на спутниковом снимке. Кликабельно до 1600 пикселей



При подходе к павильону станции "Пионери" мы семкаем, что сегодня понедельник и на дороге явно выходной день. К сожалению мы не ошибаемся((
Благо в билетных кассах оказалась приятная женщина: она сообщила по рации службе безопасности о том, что мы хотим хотя бы посмотреть на "паровозик из Ромашково" и к нам вышел охранник, ставший на время экскурсоводом.

Павильон станции "Пионери". Ещё на дороге есть (?) две платформы - Мзиури и Сихарули



"Настенная живопись"





Платформа станции



У центрального входа на постаменте красуется паровоз Ак-1721 выпущенный в 1911 году на немецком заводе Юнг.





Интересно, что тендер при паровозике является бутофорским - его построили во время постановки памятника для того, чтобы вся композиция смогла приобрести пропорциональный вид. А вот во времена эксплуатации, на крыше будки машиниста располагался прямоугольный бак с мазутом.



Будка машиниста



В разные времена этот красавец  эксплуатировался на дороге под разными сериями: ЛК-01, Б-1721,  Ак-1721.



Во время открытия ДЖД в 1935 году паровоз величался ЛК("Лазарь Каганович")-01. В состав детского поезда входили два самодельных деревянных вагона открытого типа: жесткий (на 12 мест) и мягкий (на 8 мест). Сегодня возле смотровой ямы у депо можно увидеть такой старый деревянный вагончик





В послевоенное время на дорогу в Тбилиси пришёл паровоз серии 159, а в 1971 году с Рижской ДЖД был передан тепловоз ТУ3-035. Оба эксплуатировались на дороге до 1990 года.

Паровоз серии 159-205. Тбилиси. 1984 Тепловоз ТУ3-035. Тбилиси. 1984

В 2011-м году паровоз 159-205 был реставрирован и продан в Новочеркасск, где взобрался на высокий постамент в качестве памятника и стоит так по сей день.



В 1987 году в компанию к вышеперечисленным машинам добавился тепловоз ТУ7-2044.  Этот тепловоз стал основным рабочим на дороге и таковым по сей день и является





Кабина машиниста



Таким теплововзом заезжего минского туриста не удивишь - у нас их аж два на детской железной дороге))



А вот деревянные вагоны открытого типа для меня стали новинкой. Несколькими днями ранее я уже видел такие же на ДЖД в Ереване, но всё равно ещё не привык к необычному их виду





Фотографии кликабельны




Прокатиться не прокатились, но хоть в вагончиках посидели))



При железной дороге имеется депо, но пробраться туда я не смог. Охранник не был настроен на прогулку, да и время нас уже конкретно поджимало.

Пути станции "Пионери"



Ну ничего страшного. Мне почему-то кажется, что здесь я ещё побываю и может даже быть и не раз. Вот тогда обязательно прокачусь на миниатюрном составчике и может быть даже попаду внутрь здания депо))



Ну и это... Будете в Тбилиси - не спутайте главное настоящую детскую железную дорогу вот с этим недоразумением, которое нарезает круги совсем рядышком в парке Муштаиди)))





Tags: Грузия, ДЖД, Тбилиси, Фото, Френдам, Чыгунка, путешествия, узкая колея
Subscribe

Posts from This Journal “узкая колея” Tag

promo tomkad december 31, 2024 22:23 183
Buy for 30 tokens
"Кожны чалавек любіць сваю бацькаўшчыну, незалежна ад велічы і хараства сваёй прыроды, ад яе багацця і славы, ад таго дабрабыту, якім яна адорвае сваіх сыноў. Вандроўны жыхар паўночнай тундры любіць сваю суровую бацькаўшчыну не менш, чым жыхар яскравага, поўнага жыцця і фарбаў, багатага…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 34 comments