?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Недалеко от крупнейшего футбольного стадиона грузинской столицы в парке Муштаиди находится уникальный в своём роде объект - детская железная дорога. Ну что тут уникального и необычного на первый взгляд? Ну дорога, ну детская... А всё дело в том, что ДЖД в Тбилиси является первой официально открытой детской железной дорогой не только в Советском Союзе, но и во всём Мире! Случилось это 24 июня 1935 года, то есть в 2015-м дорога справила своё 80-летие! Для сравнения, когда в Минске  со станции Заслоново отправились первые поезда, управляемые детскими поездными бригадами (1955 год), в Тбилиси всё вот это вот действовало уже 20 лет.



Много чего мы успели увидеть за три дня своего пребывания в Тбилиси, много чего не успели, но вот не посетить детскую железную дорогу мы, конечно же, не могли.



Идея строительства детской железной дороги пришла в головы грузинских железнодорожников в 1933 году во время обсуждения строительства макета железнодорожной  дороги на Тбилисской детской технической станции. В ходе прений было высказано предложение не париться с макетом, а построить полноценную узкоколейку, на базе которой можно было бы замутить неплохой учебный проект для детей. Вобщем такая хорошая идея не могла остаться без внимания, она была поддержана, и в сентябре 1934 года в  Парке отдыха имени Орджоникидзе началось строительство. Торжественное открытие дороги состоялось 24 июня 1935 года. Появление детской железной дороги произвело настоящий фуррор, если можно так выразиться)) Практически в одночасье многие крупные города Союза  изъявили желание заиметь такое диво у себя.

Паровоз ЛК-01 на станции Пионерская. Тбилиси. 1953 год. Пассажирские вагоны. Тбилисская ДЖД. 1955 год.
Источник фото Источник фото

Первоначальная длина дороги составила всего 400 метров, но практически сразу же было решено продлить её до 1600 метров и "закольцевать". Не знаю в силу каких именно причин, но осуществить этого до конца не удалось, поэтому окончательная длина железнодорожного полотна  установилась на значении около 1200 метров, а конфигурация дороги получилась в виде кольца с тупиковым ответвлением на конечную станцию.

Детская железная дорога вполне себе работала много-много лет, но наступивший в ходе распада СССР кризис не смог пройти мимо. Дорога стояла два года (1990-92) вообще, а после возобновления деятельности уже перестала быть "детской" и стала обслуживаться взрослыми. С 2010 по 2012-й годы Тбилисская ДЖД также не работала, но уже по причине реконструкции Парка  Муштаиди, в котором она расположилась. В это же время, говорят, были проблемы с техническим состоянием единственного тепловоза

Парк Муштаиди (бывш. им. Орджоникидзе) расположился в центре города на левом берегу реки Кура. Рядышком находится футбольный стадион имени Бориса Пайчадзе, а примерно в 1,5 километров восточнее - главный железнодорожный вокзал (ст.метро "Вокзальная площадь").

Тбилисская ДЖД на спутниковом снимке. Кликабельно до 1600 пикселей



При подходе к павильону станции "Пионери" мы семкаем, что сегодня понедельник и на дороге явно выходной день. К сожалению мы не ошибаемся((
Благо в билетных кассах оказалась приятная женщина: она сообщила по рации службе безопасности о том, что мы хотим хотя бы посмотреть на "паровозик из Ромашково" и к нам вышел охранник, ставший на время экскурсоводом.

Павильон станции "Пионери". Ещё на дороге есть (?) две платформы - Мзиури и Сихарули



"Настенная живопись"





Платформа станции



У центрального входа на постаменте красуется паровоз Ак-1721 выпущенный в 1911 году на немецком заводе Юнг.





Интересно, что тендер при паровозике является бутофорским - его построили во время постановки памятника для того, чтобы вся композиция смогла приобрести пропорциональный вид. А вот во времена эксплуатации, на крыше будки машиниста располагался прямоугольный бак с мазутом.



Будка машиниста



В разные времена этот красавец  эксплуатировался на дороге под разными сериями: ЛК-01, Б-1721,  Ак-1721.



Во время открытия ДЖД в 1935 году паровоз величался ЛК("Лазарь Каганович")-01. В состав детского поезда входили два самодельных деревянных вагона открытого типа: жесткий (на 12 мест) и мягкий (на 8 мест). Сегодня возле смотровой ямы у депо можно увидеть такой старый деревянный вагончик





В послевоенное время на дорогу в Тбилиси пришёл паровоз серии 159, а в 1971 году с Рижской ДЖД был передан тепловоз ТУ3-035. Оба эксплуатировались на дороге до 1990 года.

Паровоз серии 159-205. Тбилиси. 1984 Тепловоз ТУ3-035. Тбилиси. 1984

В 2011-м году паровоз 159-205 был реставрирован и продан в Новочеркасск, где взобрался на высокий постамент в качестве памятника и стоит так по сей день.



В 1987 году в компанию к вышеперечисленным машинам добавился тепловоз ТУ7-2044.  Этот тепловоз стал основным рабочим на дороге и таковым по сей день и является





Кабина машиниста



Таким теплововзом заезжего минского туриста не удивишь - у нас их аж два на детской железной дороге))



А вот деревянные вагоны открытого типа для меня стали новинкой. Несколькими днями ранее я уже видел такие же на ДЖД в Ереване, но всё равно ещё не привык к необычному их виду





Фотографии кликабельны




Прокатиться не прокатились, но хоть в вагончиках посидели))



При железной дороге имеется депо, но пробраться туда я не смог. Охранник не был настроен на прогулку, да и время нас уже конкретно поджимало.

Пути станции "Пионери"



Ну ничего страшного. Мне почему-то кажется, что здесь я ещё побываю и может даже быть и не раз. Вот тогда обязательно прокачусь на миниатюрном составчике и может быть даже попаду внутрь здания депо))



Ну и это... Будете в Тбилиси - не спутайте главное настоящую детскую железную дорогу вот с этим недоразумением, которое нарезает круги совсем рядышком в парке Муштаиди)))





Posts from This Journal by “узкая колея” Tag

promo tomkad december 31, 2024 22:23 183
Buy for 30 tokens
"Кожны чалавек любіць сваю бацькаўшчыну, незалежна ад велічы і хараства сваёй прыроды, ад яе багацця і славы, ад таго дабрабыту, якім яна адорвае сваіх сыноў. Вандроўны жыхар паўночнай тундры любіць сваю суровую бацькаўшчыну не менш, чым жыхар яскравага, поўнага жыцця і фарбаў, багатага…

Comments

( 34 comments — Leave a comment )
budgawl
Aug. 28th, 2015 11:11 am (UTC)
пыщ-пыщ
tomkad
Aug. 28th, 2015 11:19 am (UTC)
(no subject) - Георгий Кацадзе - Jun. 5th, 2017 07:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tomkad - Jun. 7th, 2017 07:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - seploff - Aug. 28th, 2015 02:37 pm (UTC) - Expand
budgawl
Aug. 28th, 2015 11:16 am (UTC)
а если я напишу про джд мне эд монет кинет?
tomkad
Aug. 28th, 2015 11:17 am (UTC)
Мне не кинул((
(no subject) - budgawl - Aug. 28th, 2015 11:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - tomkad - Aug. 28th, 2015 11:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - ukiwa - Aug. 28th, 2015 11:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - tomkad - Aug. 28th, 2015 01:55 pm (UTC) - Expand
victogan
Aug. 28th, 2015 11:52 am (UTC)
Рабочий УЖД паровоз похоже только в Лавассааре остался
navimann
Aug. 28th, 2015 01:28 pm (UTC)
про вентспилс еще бают


и еще



Edited at 2015-08-28 01:31 pm (UTC)
(no subject) - tomkad - Aug. 28th, 2015 01:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ka4egar - Aug. 29th, 2015 06:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - tomkad - Aug. 29th, 2015 07:23 pm (UTC) - Expand
tuteyshaya
Aug. 28th, 2015 12:03 pm (UTC)
А мне и недоразумение карликовое понравилось:)))
tomkad
Aug. 28th, 2015 02:25 pm (UTC)
Ну такие сейчас в каждом крупном городе катаются))
livejournal
Aug. 28th, 2015 12:36 pm (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal Беларуси! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
immerfort
Aug. 28th, 2015 12:49 pm (UTC)

Спасибо, Андрюха!  Твой блог круче, чем у Егора! Бдыщ -Бдыщ!  Небо, естественно))


Эд пока разгребает завалы каментов у себя, поэтому не кинул тебе жетонов... Жди.

tomkad
Aug. 28th, 2015 02:02 pm (UTC)
Вай какие лестные отзывы! Смотри, а то Егор обидится. Оба!))
Жжетоны терпеливо ЖЖду)

(no subject) - budgawl - Aug. 28th, 2015 05:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tomkad - Aug. 28th, 2015 06:18 pm (UTC) - Expand
navimann
Aug. 28th, 2015 01:16 pm (UTC)
не знаю первая ли она в мире, но в 1936 году такая была открыта и в Гомеле
tomkad
Aug. 28th, 2015 02:00 pm (UTC)
Тбилисская считается первой официально открытой. До неё буквально год полтора работала по сути такая же ДЖД в Горьком. Про Гомельскую слыхал, да
seploff
Aug. 28th, 2015 02:36 pm (UTC)
Ту-туууууууу))))
Larry Frangishvili
Aug. 28th, 2015 03:43 pm (UTC)
Ни текст, ни комментарии толком прочесть не удалось, но картинки узнал. Всё так, как и есть, каждый день прохожу мимо и вижу :-))
Спасибо!
В Тбилиси был очень интересный бронепоезд, но сфотографировать его мне раньше не удалось, а в начале 1990-ых годов, когда русская армия уходила из Грузии, его угнали на Северный Кавказ
tomkad
Aug. 28th, 2015 06:21 pm (UTC)
Такая беда только у Вас получается. Всем всё аидно вроде и никто не жалуется на цвет шрифта и фона. Не знаю...
Про бронепоезд я не был в курсе, а вот когда сам снимал на вокзале в Тбилиси, то впервые в жизни был задержан полицией и препровождён в участок))
(no subject) - Larry Frangishvili - Aug. 28th, 2015 06:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tomkad - Aug. 28th, 2015 07:32 pm (UTC) - Expand
postalovsky_a
Aug. 31st, 2015 06:17 am (UTC)
шикарно, Андрей Томкадбаши!
tomkad
Aug. 31st, 2015 06:31 am (UTC)
Спасибо, генацвале!
(no subject) - postalovsky_a - Aug. 31st, 2015 06:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - tomkad - Aug. 31st, 2015 06:38 am (UTC) - Expand
( 34 comments — Leave a comment )

Profile

новые высоты
tomkad
TomkaD - mente et malleo...

Статистика



Рейтинг блогов

free counters




Поисковый анализ сайта

Latest Month

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Powered by LiveJournal.com