?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Посёлок Келиф был известен еще с очень давних времён, как важный перевалочный пункт, расположенный возле удобной переправы через реку Амударья на торговом пути из Индии и Персии в Среднюю Азию. В 1916 году здесь была построена железная дорога, соединившая узбекские города Бухара и Термез. О тех временах сегодня напоминает старая Шуховская водонапорная башня, расположенная при станции.
В первые годы советской власти Келиф даже носил статус города, однако вскоре утратил своё влияние в пользу Чаршанги (Койтендаг) и стал просто жить своей тихой размеренной провинциальной жизнью. В 1975 году возле поселка пролегла основная нитка международного газопровода из Афганистана в Душанбе, в результате чего в Келифе появилась еще одна интересная достопримечательность - "уникальный вантовый переход газопровода через пограничную реку Амударья". Естественно, такой интересный объект, да еще на границе СССР-Афганистан, да еще в то неспокойное время, не мог не охраняться, поэтому при вантовом переходе газопровода была создана отдельная пограничная застава, сущестсвующая, кстати, и по сей день.



Я давненько хотел вырваться в Келиф, но всё как-то ссался - это же прямо на границе с талибами! И даже не талибы и мифические черные флаги ИГИЛа заставляли в очередной раз отказаться от поездки сюда - дело было в нежелании иметь дело с туркменскими пограничниками, ровно как и со всеми остальными представителями силовых структур этого государства. Им же просто нереально объяснить ровно как и нашим белорусам, что мол так и так, просто интересно, находясь рядом, поизучать интересности окрестных мест.

Было, конечно, персонально у меня, еще одно дело,  уходящее корнями в старую добрую ферроэквинологическую, трейнспоттерскую или, если кому будет угодно, перидромофильскую забаву -  сделать МЕГА-фотокадр для фотогалереи сайта http://parovoz.com и наполучать всяких виртуальных звёздочек из благородных металлов, да разноцветных шароваров.  Объектом вожделения должен был стать уникальный поезд Москва-Душанбе - единственный международный поезд, идущий по территории Туркменистана. Вот из-за него в очередное воскресенье я и решился утром взять такси и на полных парах отправиться на неизвестную мне пограничную станцию Келиф...

От промплощадки нашего строящегося ГОК до Келифа необходимо преодолеть примерно 30 километров по хорошей асфальтированной дороге.



На одном из участков дорога пересекает отроги Койтендагского  хребта, переходя в небольшой перевальчик. В стенках выемки здесь обнажаются красные аргиллиты и песчаники, перемежающиеся с серыми алевролитами.



Сразу за перевалом нам открывается удивительное зрелище: мы видим абсолютно новый посёлок с выстроенными четырехэтажными жилыми домами! Уже год почти находимся совсем рядышком, а про его наличие даже и не в курсе были!  Образцово-показательный посёлок называется "Новый Гарлык" и являет собой ничто иное, как воплощение Эпохи Великого могущества и счастья, которую сегодня переживает страна.



"Новый Гарлык" оставляем на закуску - сейчас в первую очередь необходимо добраться до железки и словить этот "летучий душанбинский голландец".
Въезжаем в Келиф и сразу же отправляемся на станцию.

Здание станции Келиф



Выходим на платформу. На путях станции стоит состав, ожидающий разрешения отправиться в сторону Амударьи.



Внутри здания станции царит абсолютная пустота: ни лавочки, ни стендов с расписаниями или тарифами на проезд, ни окошка кассы. Не имея информации о времени прохождения по станции этого состава, можно просидеть здесь весь день, с чем, конечно же, не могли смириться мои попутчики, поэтому наш таксист отправился прямиком к ДСП с целью навести справки.



Вернулся паренёк с двумя новостями: с хорошей - поезд действительно проходит здесь по воскресеньям (ну это я и так знал); и плохой - состав прошёл по станции аж два часа назад! Ёк тваю ж мать! Опять я без медальки остался, ну да и хер с ней.

В чем же уникальность поезда Душанбе-Москва в этих местах? Ну вот, что я имею сказать на этот счёт:

- это единственный на сегодня международный поезд, проходящий по территории Туркменистана и даже несмотря на это, он не делает в стране ни одной остановки на посадку/высадку. Ни одной! То есть у Туркменистана сегодня нет сообщения с внешним миром посредством железнодорожного сообщения. Речь, конечно, о пассажирском сообщении.
- Поезд Москва-Душанбе ходит всего один раз в неделю, если я ничего такого не напутал, то есть он очень редкий и хотя бы поэтому уже заслуживает внимания.
- Да что поезд - сама местность здесь, это уже эксклюзив! Железная дорога проложена вдоль верхнего течения Амударьи, крупнейшей реки всего региона, по руслу которой проходит граница с Афганистаном. Экзотика да и только!



Ну вобщем ладно, нечего сопли по рельсам размазывать. Надо взять от Келифа всё возможное, а именно - забаянить незабаяненную ранее станцию, которая тоже, кстати представляет немалый интерес. Келиф - последняя станция перед границей с Узбекистаном.  Сегодня здесь неплохо развита сеть подъездных путей, которые обслуживают цементный завод турецкой компании "Полимекс", крупный карьер строительного камня недалеко от Гарлыка, ну и естественно, промплощадку нашего строящегося калийного комбината. Все перечисленные объекты находятся на приличном удалении от станции - около 20-30 километров. Так что у Келифа в отношении железки есть долгосрочная перспектива.

Вот так выглядит станция и посёлок со спутника (кликабельно!). Снимок старый, поэтому здесь мы не видим примыканий подъездных путей, построенных всего пару лет назад.



 Начинаю заниматься фотолиниями

Здание станции Келиф



Вид со стороны путей



Одна из станционных построек



Хоздвор



Центральным объектом на станции является замечательная водонапорная башня сооруженная по так называемому Шуховскому проекту



А это уже снимок в сторону границы. Мы видим остов какого-то станционного сооружения, а также старую гидроколонку. Если обратить внимание на ЗП, то можно  разглядеть забор из колючей проволоки, а также что-то напоминающее огневую точку на вершине холма - это уже Афганистан.



Наконец-то в наш процесс вмешался дежурный по станции. Он вдруг задался вопросом: "А зачем, собственно, таксист приходил к нему и спрашивал за душанбинский поезд? Хотел уехать? Дык уехать невозможно же."
 Наш таксист, святейший и честнейший человек, на заданный вопрос спокойно тыкнул в меня пальцем, стал в стойку фотографа и сделал символический щёлк.
Дежурный по ходу окуел от такой невиданной наглости, происходящей в столь неспокойное время прямо в трёх километрах от границы с Афганистаном, но мы то уже практически все дела сделали, поэтому могли позволить себе быстренько ретироваться со станции



Таксиста мы отправялем кататься, а сами идём гулять пешочком по посёлку. В первую очередь мы замечаем, что в Келифе, в отличие от места нашей постоянной дислокации в Гарлыке, стоит замечательная погода. Прохладный ветерок, рожденный над Амударьёй, протекающей всего в  двух километрах отсюда, создаёт очень комфортный микроклимат, а от пыльных и песчаных бурь эти места защищают краевые отроги хребта Кугитангтау. В очередной раз мы задумались над тем, что наш комбинат поставили на каком-то проклятом месте :))

Келиф в целом выглядит довольно неплохо. В отличии от того же Гарлыка, здешняя архитектура более походит на классическую среднеазиатскую: есть массивные каменные заборы, ограничивающие глубокие тенистые дворики;





Автофокус выцепил корча-опеля



жилые дома побольше и выглядят чуток побогаче.







Главная улица в Келифе - улица Сапармурата Атаевича Ниязова, то есть улица Туркменбаши







Шуховская башня уверенно возвышается над посёлком



В посёлке немало продовольственных магазинов: как частных лавок, так и государственных





Заходим в государственный "Дюкан" (магазин)



Стандартное оформление прилавков на подобии стеллажей с какого-нибудь склада. Ассортимент не богатый, но кое-чего прикупить всё же можно. Если что - сгущёнка на прилавках украинская)



Прознав про белорусов, обитатели магазина сразу же отозвались: у одного мужичка братишка живёт в Витебске, у женщины муж служил под Могилёвом))



Идём дальше



Опять же в отличие от Гарлыка, дома в Келифе газифицированы. Оно и неудивительно, ведь здесь проходит нитка международного газопровода из Афганистана в Таджикистан.















Доходим до очередного государственного магазина, где нас ждёт таксист, даже уже собираемся уезжать, однако видим вывеску "Чайхана" и мужичка под этой вывеской, который отчаянно машет нам руками.



Хозяин чайханы предлагает нам свежую рыбу из Амударьи, а также свежее пиво из баклажки. Какое у них в заведениях пиво я знаю, поэтому соглашаемся просто на рыбу и проходим внутрь. Уверен, что товарищ budgawl немедленно пришёл бы в восторг, окажись он в таком днищайщем днище.



Посидели, потрындели о том, о сём. Владелец чайханы естественно вспомнил свои молодые годы, когда он служил в Брянске и даже  при каких-то обстоятельствах (не помню при каких) успел побывать в Минске. Вообще все взрослые мужики в Туркмении любят вспоминать годы службы в советской армии, и так они их вспоминают с ностальгией и упоением, как буд-то это в самом деле были лучшие годы во всей их жизни. Глядя на их сегодняшний уклад жизни в этом медвежем углу, я охотно поверю, что армейские годы были самыми лучшими))



Отобедав в чайхане, мы грузимся в такси и начинаем путь в сторону "Нового Гарлыка", однако я всё же уговариваю водителя сделать техническую остановку посреди дороги, чтобы в объектив телевика попытаться рассмотреть один довольно пикантный объект.
Перед нами возвышается вантовый мост, перекинутый через реку Амударья в 1975 году при строительстве газопровода из Афганистана. Длина перехода газопровода  640 метров, высота - 91 метр! На каком-то пограничном форуме читал, что в мире подобного рода сооружений всего два, но ничего такого уникального, кроме масштаба и пограничного статуса, я в нём не нашёл.



При вантовом переходе газопровода в советское время базировалась пограничная застава ПЗ 15 при Керкиинском погранотряде. Во время войны в Афганистане был сформирован сводный боевой отряд СБО "Келиф", который чуть позже был передан в оперативное подчинение мотоманёвренной группы ММГ-3 Мардиан. Необходимость создания данных подразделений была продиктована участившимися диверсиями, совершаемыми афганцами на трассе газопровода.

На различных форумах пограничников сегодня можно найти немало фотографий из Келифа, сделанных людьми, служившими в те годы на заставе.

Отдельная застава ММГ-3 Источник фото



Рыбка из Амударьи



Местные туркмены рассказывают, что еще лет 10 назад можно было совершенно легально перебраться на афганскую сторону, но потом это дело прикрыли. Говорят, что вантовый переход пользовался популярностью у переправщиков наркотиков.



Садимся в машину и продолжаем движение. Проезжаем какое-то промышленное предприятие, если можно его так назвать.



Пересекаем переезд. Железная дорога, перед тем, как достигнуть Узбекистана, должна либо прорваться сквозь стену Койтендагских гор, либо каким-то образом обогнуть их.



Если обратить свой взор на карту, то можно понять, что инженеры, строившие эту линию в 1916 году выбрали и то, и другое. На участке "Келиф - Разъезд 161 километр" линии Бухара - Термез был построен железнодорожный тоннель длиной чуть меньше километра, а в качестве запасного варианта, в обход гор был проложен путь в долине Амударьи. Сегодня, насколько можно рассмотреть по снимкам - запасной путь разобран.



А вот тоннель здравствует и поныне и являет собой еще одно загадочное место, манящее своей привлекательностью подобных мне оболтусов. Не знаю доведется ли мне когда-нибудь попасть в район этого тоннеля, точно лишь могу сказать, что от тамошней ВОХРы вполне реально и свинца в брюхо получить. Так что приходится пока просто рассматривать этот тоннель и воинский гарнизон при нём по спутниковым снимкам гугла.

Железнодорожный тоннель на участке Келиф - Термез.



Ещё разок станция Келиф.



Вот теперь точно пора валить отсюда. Нас ждёт образцово-показательный мёртвый посёлок "Новый Гарлык"



Posts from This Journal by “история ЖД” Tag

promo tomkad december 31, 2024 22:23 183
Buy for 30 tokens
"Кожны чалавек любіць сваю бацькаўшчыну, незалежна ад велічы і хараства сваёй прыроды, ад яе багацця і славы, ад таго дабрабыту, якім яна адорвае сваіх сыноў. Вандроўны жыхар паўночнай тундры любіць сваю суровую бацькаўшчыну не менш, чым жыхар яскравага, поўнага жыцця і фарбаў, багатага…

Comments

( 105 comments — Leave a comment )
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
(Deleted comment)
tomkad
Jul. 16th, 2015 10:30 am (UTC)
Единственный нах!
(Deleted comment)
(no subject) - tomkad - Jul. 16th, 2015 10:35 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - tomkad - Jul. 16th, 2015 10:38 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - tomkad - Jul. 16th, 2015 10:42 am (UTC) - Expand
alex_radko
Jul. 16th, 2015 10:33 am (UTC)
"Опять же в отличие от Гарлыка, дома в Келифе газифицированы. Оно и неудивительно, ведь здесь проходит нитка международного газопровода из Афганистана в Таджикистан." - связь минимальна, тоже самое что сказать что твой хутор электрифицирован потому что рядом проходит линия 110кВ.
tomkad
Jul. 16th, 2015 10:36 am (UTC)
Подскажи как тогда связать эти факты :)
(no subject) - victogan - Jul. 16th, 2015 01:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tomkad - Jul. 16th, 2015 01:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - victogan - Jul. 16th, 2015 01:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tomkad - Jul. 16th, 2015 06:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - victogan - Jul. 16th, 2015 08:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - voldemar_d@mail.ru - Jul. 23rd, 2015 12:14 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
tomkad
Jul. 16th, 2015 10:37 am (UTC)
Ну дык на всю же страну дворцов не настроишь же)) В Ашхабаде Алтын Асыр, а тут обычная провинциальная жизнь)
(Deleted comment)
(no subject) - tomkad - Jul. 16th, 2015 10:41 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - tomkad - Jul. 16th, 2015 11:01 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
tomkad
Jul. 16th, 2015 10:36 am (UTC)
Я вот слабо борисовскую помню - она точно такого же проекта? Или есть различия в конструкции?
(Deleted comment)
(no subject) - tomkad - Jul. 16th, 2015 10:40 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - tomkad - Jul. 16th, 2015 11:01 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - tomkad - Jul. 16th, 2015 12:51 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - tomkad - Jul. 16th, 2015 01:00 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - tomkad - Jul. 16th, 2015 01:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tomkad - Jul. 16th, 2015 10:47 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - tomkad - Jul. 16th, 2015 10:59 am (UTC) - Expand
btclub
Jul. 16th, 2015 11:07 am (UTC)
Отлично и пустынно!Осторожно на трассах!!!
tomkad
Jul. 16th, 2015 11:13 am (UTC)
Ну на трассах мы целиком и полностью находимся в распоряжении наших гонщиков :))
(no subject) - btclub - Jul. 16th, 2015 11:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - tomkad - Jul. 16th, 2015 11:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - btclub - Jul. 16th, 2015 12:20 pm (UTC) - Expand
livejournal
Jul. 16th, 2015 11:37 am (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal Беларуси! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
fisher_y
Jul. 16th, 2015 11:44 am (UTC)
Нравится мне такая глушь. Чувствуются настоящая Средняя Азия
tomkad
Jul. 16th, 2015 11:52 am (UTC)
Мне Келиф в целом тоже понравился))
ler222
Jul. 16th, 2015 11:47 am (UTC)
отличные предпоследние фото жд на фоне гор!
Если говорить и приграничных городишках, то самое самое известное место это конечно... Кушка. Вот там реально достопримечтаельностей разных эпох очень много, главный пограничный город страны, и самый известынй в СССР.. самая южная точка союза. А сколько песен и историй солдат воевавших в Афгане о Кушке! Там и старый городишка сохранился времен Царской России 1850-х годов, и "Алешкин крест" и военый музей потрясающий.
tomkad
Jul. 16th, 2015 11:51 am (UTC)
Я бы в Серхатабад с большим удовольствием сгонял, ровно как и в другие места вашей страны, но у меня сильно ограничена свобода передвижений. А если помножить на особенности вашей страны, то уж и подавно ;)

ЗЫ: Ну хорошо, что последние фоты отличные ;)
(no subject) - ler222 - Jul. 16th, 2015 02:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tomkad - Jul. 16th, 2015 06:58 pm (UTC) - Expand
budgawl
Jul. 16th, 2015 12:15 pm (UTC)
почему тебя не расстреляли или хотя бы не задержали?
tomkad
Jul. 16th, 2015 12:17 pm (UTC)
Потому что я не модный. А еще я был в тюбетейке - за своего зашёл
yozas_gubka
Jul. 16th, 2015 12:28 pm (UTC)
а ў нас не ў кожным днішча-бары кандзішан ёсць:)
tomkad
Jul. 16th, 2015 12:33 pm (UTC)
Дык у нас и в домах-то кондёров нету :))
(no subject) - yozas_gubka - Jul. 16th, 2015 12:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tomkad - Jul. 16th, 2015 12:46 pm (UTC) - Expand
ogbors
Jul. 16th, 2015 12:35 pm (UTC)
По русски-то они там говорят? Чем на жизнь себе зарабатывают?
tomkad
Jul. 16th, 2015 12:45 pm (UTC)
По-русски многие говорят. А на жизнь кто чем. Кто-то на станции работает, кто-то на мелких каких-нибудь объектах. В 20 километрах отсюда работает цементный завод, строится наш калийный комбинат, есть карьер крупный по добыче камня. Кто-то мотается на Койтендаг или даже в Магданлы за 50-60 км. В тех местах - это считай не расстояния.
(no subject) - ler222 - Jul. 16th, 2015 02:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tomkad - Jul. 16th, 2015 06:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ed_bond7 - May. 5th, 2016 08:39 am (UTC) - Expand
kinchevk
Jul. 16th, 2015 12:38 pm (UTC)
В кафе полы есть или просто песок ?
tomkad
Jul. 16th, 2015 12:47 pm (UTC)
Это бетонный пол :) Там здание как положено - с фундаментом)
(no subject) - kinchevk - Jul. 16th, 2015 01:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tomkad - Jul. 16th, 2015 01:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Dec. 16th, 2016 06:18 pm (UTC) - Expand
incopolis
Jul. 16th, 2015 01:14 pm (UTC)
Глядя на снимки, припомнил песню Надежды Чепраги:

Вот бы встретились нам в пути
Поле наше и в нем березка.
Только вне Земли не найти
Этот русский пейзаж неброский.
tomkad
Jul. 16th, 2015 01:31 pm (UTC)
С берёзками там беда, да :)
cr2
Jul. 16th, 2015 02:27 pm (UTC)
Здорово, спасибо!) Очень интересно!
tomkad
Jul. 16th, 2015 06:50 pm (UTC)
А не за что))
krukumbush
Jul. 16th, 2015 02:37 pm (UTC)
>>>- Поезд Москва-Душанбе ходит всего один раз в неделю, если я ничего такого не напутал, то есть он очень редкий и хотя бы поэтому уже заслуживает внимания.

Три раза в неделю. Два раза в неделю 330Ч и один раз в неделю 320Э. Нитки графика абсолютно идентичны.
tomkad
Jul. 16th, 2015 06:52 pm (UTC)
Вот так вот! Тогда надо пробовать ловить его и в другие дни! А я почему-то думал, что он ходит всего раз в неделю. Спасибо)
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
( 105 comments — Leave a comment )

Profile

новые высоты
tomkad
TomkaD - mente et malleo...

Статистика



Рейтинг блогов

free counters




Поисковый анализ сайта

Latest Month

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Powered by LiveJournal.com