?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Многие ли из нас знают, что такое грузопассажирский поезд? Многие ли знают, что такое Гродзянка и как туда интереснее всего добраться? Многие ли знают, что в Беларуси есть железнодорожная линия, которую за свои средства построил один из Радзивиллов? Да она не просто есть - эта линия до сих пор действующая! И вот как раз по ней сегодня ходят эти самые грузопассажирские поезда и ходят они в эту самую Гродзянку. Сегодня каждый желающий еще пока может обкатать этот необычный вид транспорта, потому как перспективы дальнейшего его существования, ровно как и самой железнодорожной ветки  абсолютно неясны.



Как съездить в Гродзянку и чем интересна тамошняя железная дорога, читаем и смотрим под катом.


Шёл май 2010 года. Я нещадно ишачил по ночным сменам в "Краун Плазе" и уже давно по-настоящему не выбирался в свои совместные с фотоаппаратом  вылазки. Вот всегда так, когда заработаешься, то  приходит какая-то тоска и вся твоя жизнь кажется тленом и вообще всё-всё становится плохо. Вот тут как раз не хватает какого-то пускай и незначительного, но путешествия, которое обязательно перезарядит и привнесёт необходимую порцию хороших эмоций.

Сдавшись с очередной смены в 6 утра, я не спеша шёл в направлении общаги и рассуждал о насущном, о смысле жизни и о том, когда же вся эта рутина прервется хоть на чуть-чуть:

 - А когда же она закончится, ежели сам не проявишь инициативу? - говорил Я-авантюрист. -  Давай вот прямо сейчас! Бутики со смены лежат в рюкзаке, в термосе чаю есть немного. Заскочим за фотиком и - на вокзал!


- Бля, ну я так-то ночь не спал, - отвечал Я-тюфяк. - Надо отдохнуть, да и куда я попрусь-то? Этож думать надо, планировать...

- В электричке поспишь! В 6.50 с пасса на Осиповичи уходит! А там на Гродзянку рванём! Давно же хотели! Ну давай! Пока успеваем!

Хрен с тобой, авантюрист. Поехали!

В 6.40, полностью укомплектованный, я уже сидел в вагоне, в котором моими попутчиками стали динамовские фаны. Немного запереживал, но спать всё же хотелось сильнее. да и фанаты особо не активничали - уж больно рано еще на дворе. Поставил будильник. Вырубился.

А когда проснулся, то за окном уже проплывал тот самый заунывный пейзаж осиповичских болот, который  на этой линии можно увидеть только в районе о.п. Верхи.  Следующая остановка Верейцы - моя.

До Осиповичей остается всего один перегон, но если ехать этой электричкой, то к отправлениюгродзянского поезда не успеваешь совсем чуток. Именно поэтому, для перехвата грузопассажирского, надо десантироваться по станции Верейцы, где поезд делает свою первую остановку.

В Верейцах пасмурно. На станции  помимо меня и дежурной еще замечено человек пять-шесть праздно шатающихся. Они, как и я, высадились из минской электрички, а значит стопудово ждут поезда на Гродзянку. Я же пока совершаю небольшую экскурсию

Вид в сторону Минска



Симпатичное старое здание вокзала, выполненное в красном кирпиче. Таблички с названием станции  дублируются на двух языках. И да, Верейцы - это уже Могилевское отделение БЧ.



Вид с обратной стороны



Пассажирские платформы. Та, что самая коротенькая и подальше, как раз предназначена для грузопассажирского составчика на Гродзянку.



Старый фонтан перед вокзалом уж больно похож на тот, что стоит у меня в Светлогорске на набережной.



Малые архитектурные формы))



Станционный смотритель



Грузовые рампы. Помню, что как-то раз по Верейцам видел из поезда на этих самых рампах кучу танков - кругом в лесах спрятано немало воинских частей.



Горловина станции в сторону Минска. На перегон выходит три пути. Правый через несколько километров спрячется в густом хвойном лесу - так начинается линия Верейцы - Гродзянка



Тем временем с обратной стороны на станцию заходит долгожданный грузопассажирский. Ему приходится съезжать с главных путей и становиться на третий, где его ждёт короткая платформа и мы - пассажиры



Признаться, я уже сразу удивлен - сегодня в составе присутствует аж ДВА пассажирских вагона и ПЯТЬ грузовых! Вот это потоки! Не ожидал!



Пассажирские поезда под тягой грузовых М62 у нас - большая редкость.



Запрыгиваю в вагон, тепловоз небрежно дергает состав и мы отправляемся в наш круиз.

В вагоне чисто и уютно. На окнах даже аккуратные занавесочки "Могилёв"



Все пассажиры сели по Верейцам.



Пока наш поезд, сущность которого мы уже вроде как поняли, тащится с незавидной скоростью 25-30 километров в час, настало самое время для небольшой байки про историю железнодорожной линии Верейцы - Гродзянка.

Глядя на современную карту этих мест, человек естественно задаётся логичным вопросом: "А нахрена вот тут на ЖД такой аппендикс?"
Продвинутый товарищ ответит: "Дык ясен хрен! Там же военных частей много в окрестных лесах! Стратегическая дорога! Для того и строилась!"
А вот мы пока не будем спешить соглашаться, а просто еще раз посмотрим на карту и вместе с Верейцами и Гродзянкой запомним еще Уборок и Липень. О них мы вспомним совсем скоро.



Ну так вот. То, что вдоль жд-ветки сосредоточено немало военных частей в районе поселка Лапичи - это скорее всего правда. Ну то есть они там точно есть, но много ли их - я толком не знаю доподлинно.

Зато точно знаю, что железнодорожная линия была построена аж в 1911 году, то есть даже раньше, чем рельсы легли между Жлобином и Калинковичами или Могилевом и Осиповичами!  А дело в том, что владельцами окрестных земель были Мария Магдалена и Николай Вацлав Радзивиллы, которые занимались бурной предпринимательской деятельностью.

На средства Радзивиллов в Гродзянке была построена крупная лесопилка, а при ней чуть позже и железнодорожная станция! Открытие линии Верейцы - Гродзянка состоялось в октябре 1911 года. Вот так-то!

Тем временем наш небольшой составчик ушел от главного хода и начал продираться сквозь дремучие сосновые леса, которые периодически сменяются верховыми болотами



Совсем скоро будет первая остановка на этой линии - остановочный пункт с говорящим военным названием Цель



После Цели пересекаем трассу М-5 Минск - Гомель. Движение здесь оживлённое, поэтому проход нашего махонького поезда собирает у переезда приличную очередь из машин.  Сам про себя я подумал: "этож надо, чтоб так повезло, когда натыкаешься на переезде на поезд, который тут ходит всего два раза в сутки!"

Сразу за трассой еще один интересный объект! Это длинный железнодорожный мост через Осиповичское водохранилище. Мост на деревянных опорах, что делает его еще более интересным! Я еще не знаю, что сегодня буду стоять на нём, поэтому немного грущу.

Ну а вот уже и станция Лапичи. Здесь наблюдаю несколько крупных выемок,  а также отмечаю, что лес уже полностью лиственный!



Из вагонного тамбура во время остановок фотографирую пассажирские павильоны. Хотелось бы сегодня побывать ногами на всех из них, но этого я явно не осилю.

О.п. Гомоновка



Прибываем на о.п. Уборок. Помните это название?



Во-во! Тут самое время еще раз вернуться к истории.

Дело в том, что Гродзянская линия не просто существовала все эти 100 с лишним лет - она даже имела ответвление и полноценную узловую станцию на три направления! Таковой станцией был как раз-таки Уборок. От Уборка железнодорожный путь шёл на станцию Завишино, которая располагалась возле посёлка Липень (тоже помним это название?). Ну а теперь смотрим на старые карты.

Ответвление Уборок - Завишино. Карта Генштаб 1936 год. Кликабельно!



На этом и предыдущем фрагментах карты, помимо упомянутых станций, наблюдаем еще два раздельных пункта: разъезд Дубровский и разъезд Игнатовский.



Что вывозили из Завишино и когда это ответвление было построено - я не знаю.  Благодаря чудной табличке, составленной уважаемым incopolis знаю, что рельсы на участке Уборок - Завишино были сняты в 1953 году. Интересно есть ли там ещё хоть какие-то следы?

Станция Уборок стала остановочным пунктом, но даже сегодня здесь можно найти следы и даже следищи её былой значимости!  Этим мы занялись с Лёшей Тэрро в октябре 2011 года - так уж получилось, что ровно во время столетнего юбилея этой дороги))

Так вот на Уборке были обнаружены старые станционные постройки,



Следы путевого развития



Даже нашли очень чёткую насыпь, которая ответвлялась от основной и прослеживалась метров на 200-300. Но вот только смущало её положение - ровно противоположное тому, что обозначено на старых картах.



Так и оказалось - примыкание завишинской ветки надо было искать не там, где мы с Лёшей таскались.



Фото Саныча. Источник

Ну и самый интересный и уникальный артефакт, который можно увидеть в Уборке - это остатки оригинальной водонапорной башни!



Собственно тогда в 2011-м мы за ней сюда и ехали. Не могу не упомянуть, что на Уборке, как и полагалось узловой станции, был еще разворотный круг для паровозов и его следы также можно рассмотреть на местности. Я, правда, не могу поделиться его снимками, потому что у меня ничего толкового не вышло - там всё густо заросло кустарником.

Больше фотографий о.п. Уборок, а также других пунктов ветки можно смотреть на сайте проекта Фотолинии
...............................................................................................................................................................................................................................................

...мы уже больше часа в пути, хотя преодолеть надо всего-то 34 километра!

Предпоследняя перед конечной остановка - о.п. Погорелое.  Сюда я планировал дойти по шпалам из Гродзянки, правда чуть позже в мои планы были внесены коррективы.



Наконец мы прибываем на конечную станцию Гродзянка!

Платформа на Гродзянке рассчитана на длину тепловоза и двух пассажирских вагонов



Общий вид станции



Машка начинает манёвры по станции: ей надо отчленить пассажирскую часть от грузовой, зацепить грузовую и доставить-таки в конечный пункт назначения. Да-да! Путь на этом не заканчивается. Со станции он сразу резко уходит на север и тянется еще 7 километров до деревни Тадуличи, расположенной уже между прочим в Червенском районе, Минской области.



В Тадуличах находится крупная сельскохозяйственная база, а не доезжая её у деревни Колеина находится небольшой нефтебитумный заводик на который в основном и таскают вагоны из Осиповичей.

Вид в сторону д.Тадуличи



Вид станции



У путей наблюдается большое количество полуразрушенных хозяйственных помещений а также два козловых крана и несколько куч брёвен, которые отсылают нас к истории возникновения самой ветки. Помним Радзивалла и лесопилку?



Тем временем Машка закончила свои манёвры и начала движение в сторону тадуличской агрохимии. Пришлось немного побегать, чтобы заловить состав на подъездном пути.





Теперь на станции стало совсем тихо и тоскливо. Хожу и не знаю чего бы это такого сделать



О! Вспоминаю про козловой кран! Решаю немного пошалить и уже через пару минут сижу наверху



Вид станции Гродзянка. Пассажирским вагонам предстоит здесть простоять еще пять часов, пока их обратно не потащит та же самая Машка



Небо начинает темнеть, приближаются звуки грома. так что надо успеть досмотреть станцию.



Здание станции и бытовое помещение



Маршрутная табличка "Осиповичи - Гродзянка"



Выхожу в горловину, которая в направлении Верейцов и в очередной раз удивляюсь.  Станционные пути лежат на деревянных шпалах, а вот на перегоне - бетон и не старый. Чего мы тогда так тащились?



До о.п. Погорелое идти 7 километров по путям. Движухи не будет по определению, да и дождь уже начинается - решаю отказаться от своей затеи. Лучше выйду на автомобильную дорогу, которая идёт в стороне параллельно и подстоплю.



В поселке наблюдаю чудо инженерной мысли



Наконец меня достаёт гроза.  Начинается сильный дождь и гром гремит совсем рядышком - сцыкотно. Пережидаю в пассажирском павильоне автобусной остановки и занимаюсь вялым автостопом. Желающих забрать меня не находится, равно как и у меня нет пока сильного желания к кому-то садиться.



Через полчаса дождь заканчивается и я отправляюсь в направлении деревни Погорелое, где еще планирую-таки посетить о.п. собственными ножками.

Раннемайские пейзажи



Всё ещё пасмурно, но мне даже нравится



Наконец ловлю попутку до Погорелого. Вскоре на небольшом перекрестке выхожу из машины, прощаюсь с водителем и вижу следующую картину: в сторону уходит дорога в деревню, а на ней самой, метрах в 300 от меня, в настоящий момент протекает знатная пИздилка человек в 15 участников. Были ли все действующие лица коренными погорельцами или может среди них были и гости из окрестных сёл - я не знаю. Знаю только, что мне надо идти как раз через них и, если я это попытаюсь проделать, то точно не останусь не замеченным и может даже стану центральным объектом сего действа.

Особо не раздумывая, ловлю очередную попутку и она уносит моё грешное тело в направлении Лапичей. В машине выяснилось, что еду я с железнодорожниками - рабочими станции Лапичи и они мне даже поведали историю о том, что через год (шёл 2010-й) к столетию ветки из Америки обещал приехать внук того самого Николая Вацлава Радзивилла! Прогуляться, так сказать, по родным местам своих предков.

Железнодорожники едут в посёлок Сосновый, который стоит прямо на гомельской трассе - вот тут я и прощаюсь с ними. Практически твёрдо уверен, что сейчас же буду ловить машину на Минск, но потом смотрю на часы и думаю:
- А что я дальше-то делать буду дома? Час дня только!
- Давай еще полазим! - проснулся Я-авантрюрист. - Тут же Цель, Лапичи, тут же мост через водохранилище!

О! Точно! Сначала смотрю на автомобильный от М5



А вон и железнодорожный виднеется.  На нём бы да как-нибудь подловить этот самый гродзянский состав - эхх



Вот как-нибудь так, например



К мосту всё же сначала не иду - двигаюсь в сторону Верейцов, чтобы посетить о.п. Цель



Подхожу ближе



Оказывается, что Цель - не совсем-то и остановочный пункт. Здесь есть входные и выходные светофоры и второй путь.

Вид в сторону Верейцов



Вид в сторну Гродзянки



Второй путь заканчивается интересной тупиковой призмой



Перед о.п. обширная открытая площадка явно предназначенная для погрузки/разгрузки чего-либо. И это что-либо явно военного назначения.



Рядом в лесу - какие-то руины



Остановочный пункт



Расписание грузопассажирского поезда Осиповичи - Гродзянка.  Всего две пары поездов в сутки.  Или аж целых две!





Наконец оказываюсь у моста через Осиповичское водохранилище. Деревянные опоры моста защищены  бетонными ледорезами



Мост облюбован рыбаками



Вид на водохранилище не впечатляет особо. Воду чтоль спустили? Панорама кликабельна



Выемка возле станции Лапичи



Станция Лапичи. Горловина со стороны Верейцов



Пути станции



Сортир на два очка



Пакгауз



Здание станции





Горловина в сторону Гродзянки



По времени так и до обратного поезда из Гродзянки осталось всего два с лишним часа.



Гулять так гулять - иду дальше!  Через пару километров вспомнил, что еще ничего за весь день не ел, а также вспомнил, что у меня-то есть бутики из плазы и чай из термоса. Сел на рельсы, пережрал, пошёл дальше.



Вот уже и Осово.

Вид в сторону Гродзянки



Вид в сторону Верейцов





Оставшиеся  полтора часа до поезда коротаю в горизонтальном положении на деревянной лавке в павильончике. Минут за пять до прибытия поезда к о.п. подтянулось пару человек. ну тут и я начал собираться.

Вот из лесу показался и грузопассажир. Удивительно, но обратно он тянет еще больше вагонов, чем тянул туда! Вот вам и потоки))



Опять медленно тянемся обратно. Я смотрю в окно и наблюдаю за местами, где сегодня уже шёл пешочком - теперь я тут ориентируюсь))

Пересекаем гомельскую трассу




А через 20 минут прибываем на Верейцы, по которым я опять схожу, чтобы словить электричку на Минск



Зал ожидания. Верейцы



В оставшееся до электрички время успеваю взять пивка в сельмаге и по втыкать на интересный проект погреба возле дома железнодорожников.



Гродзянка покорена! Настроение боевое! Жизнь - не боль!

Ну а уже через две недели я уволился из Плазы - ну её нахрен))



Posts from This Journal by “история ЖД” Tag

promo tomkad december 31, 2024 22:23 183
Buy for 30 tokens
"Кожны чалавек любіць сваю бацькаўшчыну, незалежна ад велічы і хараства сваёй прыроды, ад яе багацця і славы, ад таго дабрабыту, якім яна адорвае сваіх сыноў. Вандроўны жыхар паўночнай тундры любіць сваю суровую бацькаўшчыну не менш, чым жыхар яскравага, поўнага жыцця і фарбаў, багатага…

Comments

tomkad
May. 15th, 2015 02:21 pm (UTC)
Осталось закрепить - съездить и прокатиться :))
Хотя из Бреста тяжеловато будет обернуться за день
(Deleted comment)

Profile

новые высоты
tomkad
TomkaD - mente et malleo...

Page Summary

Статистика



Рейтинг блогов

free counters




Поисковый анализ сайта

Latest Month

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Powered by LiveJournal.com