TomkaD - mente et malleo... (tomkad) wrote,
TomkaD - mente et malleo...
tomkad

Categories:

АШХАБАД - новые гниющие троллейбусы туркменской столицы

Если у вас абсолютно нету времени, но вы хотите посмотреть, как гниют 46 практически новых троллейбусов от "Шкоды", купленных в 2000 году для троллейбусной сети города Ашхабад, то вы можете посмотреть на это фото.



Если у вас времени немного больше и вы умеете пользоваться гугло-картами, то можно самому разыскать на западной окраине Ашхабада автобусное депо (бывшее троллейбусное), где с высоты спутника вам откроются 8 ровных  шеренг  (7 по 6 и одна - 4) чешских машин, окруженных голубыми и зелеными Хёндаями.  Впрочем, я облегчил для вас эту работу - вот скрин.



Ну а если хотите во все тяжкие, если интересно как так произошло, что троллейбусной сети, существовавшей в Туркменской столице с 1964 года, вдруг разом не стало, если есть время посмотреть на гниющие новые троллейбусы, как символ "багатага" Туркменистана, то вам, определенно, нужно сходить под кат. И видеть, видеть это всё своими глазами!


19 октября 1964 года по проспекту Свободы (сегодня Махтумкули) в городе Ашхабад побежали отечественные троллейбусы марки ЗиУ-5, положив тем самым начало развитию троллейбусной сети туркменской столицы.

Троллейбус ЗиУ-5 на проспекте Свободы. Фотография из брошюры "Ашхабад"



Источник фотографии

В течении первых лет открывались новые маршруты и в 1971 году их уже было аж 7 штук!  В интернете легко найти авторскую схему Максима Гольбрайхта, на которой отображены маршруты движения "рогатых"  в 70-е годы. Троллейбусное депо распологалось в западной части города на пересечении улиц Ростовской и Павлова в микрорайоне "Алем" ("Космос").

По клику - схема в оригинальном размере на странице первоисточника.



В 2000-м году был открыт маршрут номер 8 - последний. С тех пор развитие сети пошло только  в обратном направлении: из-за постоянных строек и ремонтов, которые не сходят с улиц "беломраморного"  и по сей день, линии закрывали на реконструкции, консервировали, просто демонтировали, заменяя их автобусными маршрутами... В 2009-10 годах маршутов было 7, а в 2011-м остался только один - "Автокомбинат - Депо ("Космос").
1 января 2012 года троллейбусов в Ашхабаде не стало вовсе.  Контакнтную сеть на улицах демонтировали, а троллейбусы поставили в своё депо, которое было передано автобусному управлению в качестве ремонтно-оборотного для автобусов и для ночлега автобусов, маршруты которых начинаются в близлежащих районах.

Как так?  Версий существует, наверное столько же, сколько и людей. Есть версии вполне логичные, а есть и абсолютно абсурдные, но довольно веселые по сути.

Официальная версия звучит просто - троллейбусные линии поставили на реконструкцию.  Даже были планы по её расширению и обновлению итак нового троллейбусного парка. В добавок к 47 машинам модели Škoda 14TrM, пришедшим в Ашхабад в 2000-м году за счет, кстати, Всемироного банка, в 2009-м туркмены  взяли "на пробу" ЛАЗы, а также наши отечественные АКСМ-ы  четвертого поколения "Витовт". Впрочем, их туркмены быстро и отдали назад по неясным причинам.

Версия, которую выдвигает оппозиционный (есть и такой, да) сайт "Хроника Туркменистана", сводится к тому, что выгода от выпиливания троллейбусов ложится на водителей автобусов и их начальников. Якобы после вечернего "часа пик" многие водители автобусов уходят с маршрутов "на подработку", стригут манаты и отдают большую часть своим "бригадирам". А те, кто остается на маршруте, берут с народа двойную таксу - 40 тенге вместо 20 (по состоянию на 2012 год). Проконтролировать в принципе это невозможно, ибо талонов в автобусах абада не продают - оплата водителю при выходе. Но согласитесь - версия бредовая. Я не верю в такую.

Я больше готов поверить в народную юмористическую версию, согласно которой провода контактной сети просто не понравились Гурбангулы Бердымухамедову, и лидер нации дал мудрый совет своим министрам "убрать эти некрасивые провода под землю". Туркменская смекалка всегда была на высоте, но у неё тоже ведь есть предел, поэтому проще оказалось демонтировать КС, а неугодные троллейбусы спрятать до лучших времен.


Ну а истинная причина, в которую я верю больше всего, тоже связана с Уважаемым президентом Туркменистана. Дело в том, что дважды в день утром и вечером в столице капитально перекрывают всё движение - это Гурбангулы едет на работу и с работы возвращается. В эти часы становится всё движение, даже просить таксистов бесполезно - они никуда не поедут. А вот троллейбус с улицы никуда не денешь, не спрячешь и на другие улицы не перекинешь. Такой вот он неуклюжий.

Впрочем, сейчас это уже не очень то и важно.  Мне было важно посмотреть на загнивающих в пустынных условиях европейцев и в один из свободных дней я абсолютно на шару отправился в депо...

Первое, что я готов был услышать в свой адрес, после необычной просьбы у работников пошариться по депо и пофоткать технику на большой фотоаппарат "Пашол нахер!" И я бы пошел. Пошел быстренько, пока бы на меня не вызвали соответствующие органы. Но меня не послали! Один из водителей автобуса очень приветливо отреагировал на мою просьбу и слова "Ведь это же живая история! Надо чтобы осталось на память!":

- Проходи дорогой! Смотри. Вот они все стоят.

Пока я шел по территории, то вспоминал свою родную синеокую и свежайшую на тот момент историю товарища budgawl, которого приняли в отделение за фотографирование никому не нужных зданий РОВД и Прокуратуры в Ивье. Во дела! Выходит, что в Туркмении как-то спокойнее в этом плане, чем родной Беларуси :))

И вот я, наконец подхожу к Шкодам. Общий вид





В разные годы на улицах Ашхабада работали такие модели подвижного состава, как ЗиУ-5,ЗиУ-9, ЗиУ-10. С середины 90-х годов до 2008-го года продержались ЛАЗы и ЮМЗ Т2.Ну и как я уже несколько раз сегодня говорил, пришедшие в 2000-м году чешские Škoda 14TrM в количестве 47 штук составляли основную массу парка троллейбусов.



Прохожу внутрь ряда



Все как один



Все троллейбусы еще на гарантии (со слов работников депо), стоят в депо три года, а вот состояние техники вызывает одно только желание - напиться с горя да и всё.





Ржавые штанги и башмаки



Откидная лестница







Система оплаты проезда в троллейбусах Ашхабада была довольно необычной и чем-то походила на таковую в соседнем Иране. Талоны покупались на остановках или у водителя, а при выходе отдавались ему обратно, после чего он должен был "погасить" билет и выкинуть в урну.





Внутрь салонов я не полез - не стал наглеть. Тем более меня уже заприметил один братан на проитвоположном конце деповской территоирии и неуверенно двигался в мою сторону.



Пока он подбирался ко мне, я продолжал делать своё дело, гуляя средь ржавеющей техники.



Бетонная опора с демонтированной КС





Наконец, ко мне подошел братан и представился сторожем. Я сказал, что мне разрешили походить тут и снять всё для истории, на что он сразу заметил:
 - Иииии! Пойдем туда! Там вообще история!

Мы прошли в самую отдаленную часть депо и что я увидел! Это же раритетный ЗиУ-5! Тот, с которого всё только начиналось!



Вот это в самом деле находка!



ЗиУ - завод имени Урицкого, который расположен в городе Энгельс.





Вот где он стоит, если смотреть со спутника





Спрашиваю у сторожа почему закрыли троллейбусное движение, на что тот только пожимает плечами:
- Мешают наверное.  Они все на гарантии, кстати.
- А почему не вернули просто назад?
- Не знаю. Наверное это сложно.  Вот гарантия закончится и их на металл порежут - так проще.

С территории депо ухожу уже почти как свой человек. Сторож провожает.

Среди иностарнных машин находу соотечественника! Новый МАЗ-107!
- Новый, да, - говорит сторож. - Вот этот назад вернут точно. По гарантии
- А что не так? Не понравился?
- Нэ знаю, - пожимает плечами сторож. - Вернут и всё.



Я уже было практически вышел через проходную, но меня окликнул знакомый водитель:

 - Э, история! Ты куда? А мы? Мы же тоже история! Нас тоже на память сфотографируй!
 - Без проблем! Вот только одна заминка - фотографии будут через два-три месяца. Я же не местный - я из Беларуси.
 - Так ты шьто - бульбашЬ? - удивленно вопросил шофер. - Я в Могилёве служил. А ты не из Могилева? А где сам служил?  Не в разведке хоть?
 - Да нет,  - успокаиваю. - Я не шпион, я просто интересуюсь многими вещами - я географ. Ну так фоткаться будете?

В коморке было три водителя да портрет Гурбангулы. Откуда-то притащили молодого башлыка в сером пиджаке с карманами, сказали ему пару туркменских слов, отчего он сделал строгую заточку.  Вот такими я их и запечатлел для истории. Фотографию я честно обещал не выкладывать в инет, так что уж извиняйте, товарищи.

Так я благополучно завершил свою экскурсию к гниющим троллейбусам Ашхабада.  Вот интересно, как далеко я бы прошел за проходную в каком-нибудь троллейбусном депо Минска?



Tags: Ашхабад, Туркменистан, Фото, Френдам, города, история, транспорт
Subscribe
promo tomkad december 31, 2024 22:23 183
Buy for 30 tokens
"Кожны чалавек любіць сваю бацькаўшчыну, незалежна ад велічы і хараства сваёй прыроды, ад яе багацця і славы, ад таго дабрабыту, якім яна адорвае сваіх сыноў. Вандроўны жыхар паўночнай тундры любіць сваю суровую бацькаўшчыну не менш, чым жыхар яскравага, поўнага жыцця і фарбаў, багатага…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 38 comments