TomkaD - mente et malleo... (tomkad) wrote,
TomkaD - mente et malleo...
tomkad

Categories:

АШХАБАД - Детская Железная Дорога

Думал ранним пятничным утром  порадовать всех любителей железных дорог материалом о Детской железной дороге Ашхабада, однако немного не срослось (всякие солнечные затмения, понимаете), поэтому пост выходит вечером в понедельник.

Признаюсь, мне было стыдно, что я совсем недавно сам узнал о том, что ДЖД в Ашхабаде существовала - так бы наверное махнул туда в самый первый свой визит. Теперь же, еще будучи на работе в пустыне, я навёл кое-какие справки у местных жителей и не только определил локацию объекта, но и даже получил надежду на то, что смогу обкатать детский состав!



Что из этого вышло и как сегодня выглядит Ашхабадская ДЖД смотрим и читаем под катом.


Впервые детская железная дорога в Туркменской столице появилась в 1941 году и просуществовала всего лишь один год. Причина закрытия дороги тогда была предельно ясна - рельсы были разобраны и отправлены на нужды фронта, туда же отправился и единственный паровоз серии ЮП-05-50.  В архивах сохранилось несколько ценнейших снимков той первой дороги.

Паровоз серии ЮП-05-50 на станции Пионерская. Фото Демина. 1941 год. Источник



Поезд ДЖД на станции Первомайская. Фото Кудрявцева. 1941 год. Источник




В 1987 году Камбарский машиностроительный завод отгрузил в адрес Ашхабадского железнодорожного депо узкоколейный тепловоз ТУ7А-2893 с пометкой "для детской железной дороги", а в восточной части Ашхабада в районе Парка ВДНХ вновь появилась кольцевая магистраль. Это, можно сказать, было второе рождение Ашхабадской ДЖД.



По кольцевой дороге протяженностью 1,2 километра начал ходить состав из двух вагончиков ПВ51 ведомых вышеупомянутым тепловозом ТУ7А. Первоначально на дороге был всего лишь один остановочный пункт, но затем в районе улицы Шевченко (сегодня Гёроглы)  было построено относительно немаленькое здание вокзала. Но и тут не долго музыка играла: после распада союза в середине 90-х годов движение на дороге вновь было остановлено.  Как сообщают на некоторых ресурсах, пути за несколько лет пришли в негодность, а тепловоз ТУ7 едва ли не вывезли из страны и якобы он был замечен в России в Тумской.

Распространению всяческих неподтвержденных слухов благоприятствует очень сильная закрытость современного Туркменистана, государства о котором мало кто и мало что знает в медийном 21-м веке. Лично я нашел еще информацию о том, что в 2007-м году дорога  была возрождена в третий раз.   В это время были   "капитально реконстурированы пути, проведен ремонт вокзала, а также откапитален  железнодорожный состав".
В октябре 2007 года ДЖД вновь начала свою работу, но вот только в этот раз скорее в режиме аттракциона: на детской дороге работали взрослые люди и катали всех желающих бесплатно.

Осмотрев замечательную мечеть Эртогрулгазы (Азади), построенную в Ашхабаде турками, я подобрался к ДЖД по улице Шевченко, ну или Гёроглы, как сегодня её именуют на картах. Здесь находится главный вход.



"Демир Йолы" означает - "Железная дорога".  А на фото ниже можно прочитать название магазина "Алтын Балык" - "Золотая рыбка" :))



Сразу же у входа находится и вокзал, к платформе которого подан узкоколейный детский состав.



Создается впечатление, что вокзал довольно большой, хотя это не так -  просто вся платформа накрыта металлической двускатной крышей, оттого и кажется, что всё это - есть здание.



Выхожу на платформу и наблюдаю прекрасное: состав из трёх Демиховских вагончиков, ведомый тем самым ТУ7А, подаренным Камбарским заводом в далеком 1987 году. Справа в кадре (фото кликабельно) скучает одинокая старушка, которая вскоре мне поведала несколько деталей про судьбу дороги.

6.jpg

Внешний вид вагонов довольно подобающий - видимо КР в 2007м году был проведен.





Герб Туркменистана и фирменные занавески



Пассажирская платформа



Крытый навес



А вот и тепловоз. ТУ7А-2893 - всё сходится, так что информация про то, что его якобы видели в России в лихие 90-е -  фейк.



Я фотографирую тепловоз, а сам завожу разговор со старушкой, на которой красуется белый бейдж.  Она видимо немного обиделась, что я назвал её сторожем: "Ииии! Охранник я, да?"



Она оказалась добрым и разговорчивым "охранником". Рассказала, что в настоящее время Ашхабадская ДЖД не работает. Движение отсутствует по банальной причине - нет машинистов.

- Вот если кто устраивается на работу, то тогда и поезд работает - бесплатно всех катает, - сказала бабушка. - А пока я тут сижу, всё охраняю.



Юный железнодорожник крепко сжимает в руках китайский пассажирский тепловоз CKD6C, коими сегодня укомплектован локомотивный парк туркменских  дорог



Прохожу внутрь здания вокзала. Здесь всё до безобразия просто.



Сторожевой чайничек на табуретке.



На стенах висят фотографии запечатлевшие моменты современного строительства  железных дорог в Туркменистане. На фотографии ниже представлен кадр со строительства магистрали Ашхабад - Каракумы - Дашогуз (Ташауз)



Телевизор и табурет для охранника. Прощаюсь с охранником и ухожу прочь



Бабушка, кстати,  также поведала, что сегодня в подвальном помещении здания вокзала расположена качалка - лязг железа в принципе был слышен всё это время.



Обхожу вокзал с другой стороны и выхожу на пути. Вернее на путь - он тут всего один.



Начало дороги



Никакого путевого развития мне увидеть не довелось, хотя где-то писали, про то, что путей могло быть два.



Состояние шпал плохое. Не похоже, что в 2007-м году пути капитально ремонтировали



Остановочный пункт, если не ошибаюсь "Пионерский", на котором обнаружено два светофора






Солнце уже стремительно катилось за горизонт, в гостинице меня ждал напарник, при котором грелось пиво и стыли бараньи ребра, поэтому мне пришлось ретироваться, да и смотреть на Ашхабадской детской железной дороге мне уже было нечего.



Не прокатился - жалко. Буду ждать, когда на работу устроится новый машинист "игрушечного тепловоза"))

ЧИТАТЬ ЕЩЕ:

АШХАБАД - дворами и улочками старого города
АШХАБАД - Уличные фонари нового города. Часть 1
АШХАБАД - "беломраморные" хрущёвки города
АШХАБАД - Памятник священной книге "Рухнама"
АШХАБАД - монумент Независимости и памятник Туркменбаши
АШХАБАД - самый оригинальный памятник Ленину в мире!!!
Ашхабад – фонтанный комплекс «Огузхан и сыновья»
Ашхабад – последняя работа Эрнста Неизвестного
Ашхабад - туркменский ковёр на входе в подъезд…
«Восток – дело тонкое» или как в Ашхабаде купить билет на поезд?



Tags: Ашхабад, ДЖД, Туркменистан, Фото, Чыгунка, города, узкая колея
Subscribe
promo tomkad декабрь 31, 2024 22:23 183
Buy for 30 tokens
"Кожны чалавек любіць сваю бацькаўшчыну, незалежна ад велічы і хараства сваёй прыроды, ад яе багацця і славы, ад таго дабрабыту, якім яна адорвае сваіх сыноў. Вандроўны жыхар паўночнай тундры любіць сваю суровую бацькаўшчыну не менш, чым жыхар яскравага, поўнага жыцця і фарбаў, багатага…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments