
Линия, соединившая крупный ж/д-узел Оршу с неприметным (в ж/д-плане) городком была построена в далеком 1927 году. Я сначала всё думал: чем было мотивировано строительство линии только до Лепеля, а не дальше до соединения с Бологое-Седлецкой дорогой в районе Крулевщизны? Ведь тогда бы станция Лепель не была тупиковой, а из Орши был бы открыт прямой путь на Вильнюс (по линии Крулевщизна - Лынтупы). Даже начинал придумывать причины: сложнейшие инженерно-геологические условия между Крулей и Лепелем – много озер, непроходимых болот, верховья Березины с густой сетью притоков, слабые неустойчивые грунты и т.д. А потом сам же и пришел к настоящей причине. Все очень просто - до 1939 года Крулевщизна была польской территорией, а Лепель - пограничным городом, до которого железку и дотянули. Впрочем плану соединения Лепелского и Докшицкого регионов железной дорогой было суждено реализоваться, но только при немцах и только во время войны, о чем ниже.
В Лепель я попал совершенно спонтанно. Возвращался автостопом из Бигосово в Минск, глядь на часы, а время только 10 утра. «Не хорошо так рано в Минск приезжать» подумал я и попросил водителя высадить меня в где-нибудь… ммммм… в Лепеле! Пройдя пару километров от трассы, я принялся осматривать железнодорожную станцию Лепель, оставив таким образом осмотр города на закуску.
Входной светофор Н. Обращаем внимание на бетонные шпалы

Здесь же находится подъездной путь на одно из городских предприятий
Маневровый светофор М3

Маневровый светофор М5. Вид в сторону Орши

Нечетная горловина станции. В кадре уже завиднелся интересный объект из красного кирпича, но к нему мы подойдем попозже.

Все пути станции кроме главного лежат «на дереве»

Высокий грузовой путь

Пассажирское здание выглядит очень симпатично – совсем недавно закончился многолетний капитальный ремонт.

В далеком 1926 году (за год до официального открытия линии) здание станции было деревянным и выглядело довольно необычно

Зал ожидания и касса. Касса работает всего в несколько часов в день, ибо пригородных поездов тут всего пара штук, а пассажирских поездов тут нет в принципе. Насчет наличия системы «Экспресс» я не знаю, но думаю, что она все же есть.

Все сообщение с Оршей в будние дни обеспечивают две пары дизелей, а в выходные – три

Вид привокзальной площади. Перед зданием станции стоит памятник советскому солдату

Лепельская автостанция находится буквально в 100 метрах от железнодорожной. У автостанции висит стенд с «зелеными маршрутами» по лепельскому краю.

Водонапорные башни. Левая, полагаю, к железке не имеет отношения


Ну а что же тут было при немцах во время войны? Я не забыл – рассказываю по порядку.
В 1916-17 годах русскими войсками была построена военно-полевая УЖД от Парафьянова до Докшиц (есть мнения, что дорога шла аж до Борисова!) с шириной колеи 750 мм.
В 1943-44 годах на базе этой дороги немецкими войсками была построена УЖД Парафьянов – Лепель.
Строительство УЖД «Венера». Окрестности Лепеля. 1944 год. Фото из книги Готтвальда

Осуществленный проект носил красивое название «Венера».
Открытие железной дороги Парафьянов – Лепель. 1944 год. Фото из книги Готтвальда.

Признаться, я сам хоть и знал о некогда существовавшей связи Лепельской линии с Бологое-Седлецкой дорогой, но долгое время ошибочно предполагал, что она шла в Крулевщизну (более логичный вариант), а никак не в Парафьянов!


При немцах на дороге работали 30 паровозов Cn2 фирмы Jung, 25 танк-паровозов, 24 мотовоза типа HF130C.
Источник: http://narrow.parovoz.com/emb/index.php?ID=1736
Вот некоторые кадры этой дороги, запечатлевшие подвижной состав
Грузовой поезд на мосту. УЖД «Венера», 1944 год.

Мотовоз типа HF130C, УЖД Парафьянов - Лепель 1944

Мотовозы HF130C (фото из книги Готтвальдта), УЖД Парафьянов - Лепель 1944

Но, сами понимаете, так как дело было в 44 году, то и немца на нашей земле вскоре не стало – не стало и дороги. Сегодня на местности местами можно разглядеть только насыпь бывшей УЖД (* у пересечения Докшицкой объездной дороги с дорогой Парафьяново -Докшицы)
Возвращаемся в наше время. Сегодня Лепель – тупиковая станция. На путях практически всегда пусто, а некоторые и вовсе сняты


К тупикам я ходить не стал – времени было не так уж и много, а у меня на очереди был еще один объект.
По пути к нему снимаю гидроколонку, которой скорее всего недолго осталось стоять

А вот и сам объект, о котором я уже вспоминал в самом начале поста.

Правильно – это здание железнодорожного депо. Сегодня оно находится в ужаснейшем состоянии



Осмотрев депо, считаю свой долг перед «Лепелем-Железнодорожным» выполненным и отправляюсь смотреть сам город.
Читать еще:
ЛЫНТУПЫ – судьба станции
ДРУЯ – конец железнодорожной ветки
БЕНЯКОНЕ – станция Бенякони, усадьба Ластовского
БИГОСОВО – здание ж/д вокзала,
БИГОСОВО – и снова о вокзале…
ГОДУТИШКИ – потерпели неудачу((
Станция Влодава – линия Брест – Хелм. Перспективы?
Journal information