?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вот уже больше года у меня лежат готовые для публикации снимки станции Столбцы, а вот вдохновения на то, чтобы черкнуть хоть пару строк все нет и нет. Попытаюсь сделать это сегодня. Серия «В поисках старых ракурсов» получает наконец 4-ю часть.

Столбцы 1-02

Под катом несколько сравнений старых и нынешних ракурсов станции, а также совсем немного истории.


Итак, многие наверняка знают, что до 1939 года городок Столбцы (Stołpce) являлся пограничным, а железнодорожная станция являлась последним польским пунктом, который проходили поезда перед тем, как вступить на территорию страны Советов. Из рассказов венгерского журналиста и писателя 30-х годов Дюла Ийеша мы узнаем:

«Поезд останавливается, вооруженные польские солдаты спрыгивают с подножек вагонов и под внезапно хлынувшим ливнем выстраиваются у небольшой сторожевой будки. По примкнутым штыкам, крагам, фуражкам с огромными козырьками и плотно прижатым к подбородку широким ремешкам, придающим амуниции еще более воинственный вид, сплошными потоками струится вода. Лишь теперь видно, как много их, этих солдат. Лишь теперь видно, как много пассажиров сошло здесь, на последней станции, в Столпце. Покинул наше купе один из попутчиков, разговорчивый молодой поляк, который от самой Варшавы развлекал нас беседой, с одинаково поразительной смелостью вторгаясь в структуру капитализма и немецкой грамматики. Здесь проходит граница. Даже проводники и те покидают вагоны. Поезд без всякого сопровождения движется к России.» (Россия. 1934).

На участке Столбцы – Негорелое в районе современного о.п. Мезиновка проходила непосредственная граница между Польшей и СССР и здесь же располагались две пограничные заставы. Руины этих сооружений мы посетили весной 2011-го года, о чем можно почитать в посте http://tomkad.livejournal.com/43318.html

Вернемся же к станции Столбцы. Вокзал в Столбцах - островного типа и имеет симметричную форму. На обе стороны к путям выходят два одинаковых крыльца – Северное и Южное. Эти особенности создают некоторые проблемы с правильностью привязки старых снимков к современным видам.

Например, глядя на снимок 1932 года, я до последнего момента был уверен, что он сделан с пешеходного моста, который находился там же, где и сегодня. А значит в кадре должна находиться Южная сторона вокзала.

Столбцы 1932 (1)

Однако как же я ошибался! И не только по этой фотографии! Оказалось, что сравнивать старые снимки с современными видами все возможно. На помощь мне пришли печные трубы здания, по положению которых я смог безошибочно определить места, откуда были сделаны старые фотографии.

Столбцы 1932 (2)

Вот только все равно сделать точно такой же кадр у меня не вышло. Как видно, старый снимок сделан с приличной высоты (в нижнем углу виднеется столб линии электропередач), а значит фотограф находился на мосту, или… … или на трубе, вышке и т.д.
Место, откуда был сделан тот старый кадр сегодня выглядит так.

Столбцы 4

В итоге, все что смог выжать я выглядит следующим образом.

Станция Столбцы. Северная сторона вокзала.

Столбцы 1-02

Что можно сказать по изменениям:
1. Появилась электрификация
2. С крыши здания исчез польский флаг (по понятным нам причинам)
3. Появился пешеходный мост, а за ним комплекс станционных сооружений (пост ЭЦ и пр.)
4. Четвертый от здания путь сегодня заканчивается тупиком
5. Из мелочей: главная печная труба стала короче; над входом в здание появились часы; на фасаде появилась подпись названия станции (позже увидим, что было на этом месте раньше); над крыльцом надстроены бортики высотой в полметра.
Пожалуй, тут всё.

Следующий снимок запечатлел даму с маленьким ребенком на фоне здания вокзала. Год тот же – 1932. На заднем плане у крыльца видны пассажиры ожидающие поезда.

Столбцы.1932

По положению печных труб (1) вновь определяем – это Северная сторона вокзала, а значит люди на платформе ждут поезд, который прибудет с Советской стороны.

Столбцы.1932 (3)

На этом снимке мы видим уже 3 польских штандарта (2)! А на фасаде здания можно рассмотреть рельефный герб белого польского орла (3). Сегодня на его месте, как мы уже выяснили, находится надпись «Столбцы». Окно обозначенное номером 4 в наше время превратилось в дверь (см. фото выше).

Итак, моё сравнение

Столбцы 2-02

Помимо вышеперечисленных изменений могу отметить следующее:
1. Раньше перед зданием вокзала располагались клумбы, на которых были высажены молоденькие ели. Сегодня почти всё выложено силикатной плиточкой, но все же пару маленьких клумб осталось.
2. Стоит ли говорить о том, что черепицу на крыше заменил её металлический аналог? По-моему итак очевидно.
Тут еще прошу обратить внимание на водосточные трубы – практически не отличить )))

И, наконец, третье фотосравнение. Всё та же Северная сторона вокзала.

Столбцы 3-02

Здесь ничего нового к вышесказанному добавить не могу…

Читать еще:

1. СВЕТЛОГОРСК-НА-БЕРЕЗИНЕ
2. БИГОСОВО
3. БЕЛАРУСЬ. КРАСНЫЙ БЕРЕГ


promo tomkad december 31, 2024 22:23 183
Buy for 30 tokens
"Кожны чалавек любіць сваю бацькаўшчыну, незалежна ад велічы і хараства сваёй прыроды, ад яе багацця і славы, ад таго дабрабыту, якім яна адорвае сваіх сыноў. Вандроўны жыхар паўночнай тундры любіць сваю суровую бацькаўшчыну не менш, чым жыхар яскравага, поўнага жыцця і фарбаў, багатага…

Comments

( 23 comments — Leave a comment )
yozas_gubka
Feb. 17th, 2014 03:04 pm (UTC)
крута!

ты напэўна здагадваешся куды я гэты пост перапошчу? :)
cr2
Feb. 17th, 2014 03:33 pm (UTC)
Спасибо!
Хотел еще по ссылке перейти и посмотреть то, что осталось от границы, а мне пишет, что страница не найдена. Проверьте на всякий правильность адреса
tomkad
Feb. 17th, 2014 08:04 pm (UTC)
Странно. Вот ссылка на тот пост http://tomkad.livejournal.com/43318.html
В тексте сейчас посмотрю что не так. и спасибо за отзыв :)
cr2
Feb. 17th, 2014 08:23 pm (UTC)
Вот тут всё видно. Прочитал от А до Я, спасибо)
А в посте выше вы скорее всего http не указали, и отсюда ссылка стала нерабочей

Edited at 2014-02-17 08:25 pm (UTC)
tomkad
Feb. 17th, 2014 08:35 pm (UTC)
Да, так и есть :)
tomkad
Feb. 17th, 2014 08:05 pm (UTC)
ну канечне :)
nord_ursus
Feb. 17th, 2014 03:58 pm (UTC)
Спасибо! Интересно. У меня дача в Столбцовском районе, в Засулье. И я полтора года назад тоже ходил пешком в Колосово и нашёл те остатки границы.
Если точнее, то это не совсем моя дача, а моих родственников, я же всё таки из Питера. Просто у меня мама из Минска, и в Минске живут близкие родственники. Своей дачи под Питером у нас никогда не было, и с детства меня каждый год на всё лето привозили в Минск, вернее, на дачу, к бабушке с дедушкой (которых на этом свете сейчас уже нет), и сложилось, что под словосочетанием "моя дача" я подразумеваю именно это место. Да и сейчас езжу туда, правда, уже, конечно, не на всё лето :)
livejournal
Feb. 17th, 2014 04:15 pm (UTC)
Станция СТОЛБЦЫ
Пользователь yozas_gubka сослался на вашу запись в записи «Станция СТОЛБЦЫ» в контексте: [...] Originally posted by at В ПОИСКАХ СТАРЫХ РАКУРСОВ – станция СТОЛБЦЫ [...]
livejournal
Feb. 17th, 2014 04:34 pm (UTC)
Ваша запись опубликована в LJTimes
Редакторы LiveJournal посчитали вашу запись интересной и добавили ее в дайджест LJTimes по адресу: http://www.livejournal.com/ljtimes
victogan
Feb. 17th, 2014 07:30 pm (UTC)
Спасибо за сравнение.
Один из моих любимых вокзалов. Такая масса покатушек/походов начиналась и заканчивалась здесь просто не вспомнить. А внутри буфет (!!! он жизнь спасал :) ) и зал ожидания с огромным портретом Якуба Коласа
tomkad
Feb. 17th, 2014 08:06 pm (UTC)
печные трубы как раз в районе буфета расположены :)
ed4mk_0024
Feb. 17th, 2014 07:42 pm (UTC)
Надо сказать, вокзал практически не изменился :)))
tomkad
Feb. 17th, 2014 08:07 pm (UTC)
Вот-вот!
incopolis
Feb. 18th, 2014 11:00 am (UTC)
Ну по старым снимкам вроде видно, что с южной стороны вокзала не рельсы, а поля какие-то...
tomkad
Feb. 18th, 2014 02:38 pm (UTC)
А в верхнем правом углу на ЗП там разве не вагоны? По-моему - они


incopolis
Feb. 19th, 2014 09:03 am (UTC)
Я бы сказал, что это тупички и грузовая рампа.
tomkad
Feb. 19th, 2014 05:05 pm (UTC)
Как-то сомневаюсь, что это тупики
livejournal
Feb. 18th, 2014 12:01 pm (UTC)
В ПОИСКАХ СТАРЫХ РАКУРСОВ – станция СТОЛБЦЫ
Пользователь tuteyshaya сослался на вашу запись в записи «В ПОИСКАХ СТАРЫХ РАКУРСОВ – станция СТОЛБЦЫ» в контексте: [...] Оригинал взят у в В ПОИСКАХ СТАРЫХ РАКУРСОВ – станция СТОЛБЦЫ [...]
va_kulikov
Feb. 19th, 2014 04:47 pm (UTC)
Отличное путешествие во времени! Я тоже пытался так сделать, но профессионализмом не обладаю) спасибо.
tomkad
Feb. 19th, 2014 04:50 pm (UTC)
да не за что :)
livejournal
May. 26th, 2014 11:29 am (UTC)
Стоўбцы: у пошуках "крэсовай" архітэктуры
Пользователь yozas_gubka сослался на вашу запись в записи «Стоўбцы: у пошуках "крэсовай" архітэктуры» в контексте: [...] сію станцыі, пра якую вы можаце пачытаць тут: В ПОИСКАХ СТАРЫХ РАКУРСОВ – станция СТОЛБЦЫ [...]
livejournal
May. 27th, 2014 01:21 pm (UTC)
Стоўбцы: у пошуках "крэсовай" архітэктуры
Пользователь yozas_gubka сослался на вашу запись в записи «Стоўбцы: у пошуках "крэсовай" архітэктуры» в контексте: [...] сію станцыі, пра якую вы можаце пачытаць тут: В ПОИСКАХ СТАРЫХ РАКУРСОВ – станция СТОЛБЦЫ [...]
livejournal
Jun. 1st, 2014 09:44 am (UTC)
Стоўбцы: у пошуках "крэсовай" архітэктуры
Пользователь yozas_gubka сослался на вашу запись в своей записи «Стоўбцы: у пошуках "крэсовай" архітэктуры» в контексте: [...] сію станцыі, пра якую вы можаце пачытаць тут: В ПОИСКАХ СТАРЫХ РАКУРСОВ – станция СТОЛБЦЫ [...]
( 23 comments — Leave a comment )

Profile

новые высоты
tomkad
TomkaD - mente et malleo...

Статистика



Рейтинг блогов

free counters




Поисковый анализ сайта

Latest Month

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Powered by LiveJournal.com