Под катом несколько сравнений старых и нынешних ракурсов станции, а также совсем немного истории.
Итак, многие наверняка знают, что до 1939 года городок Столбцы (Stołpce) являлся пограничным, а железнодорожная станция являлась последним польским пунктом, который проходили поезда перед тем, как вступить на территорию страны Советов. Из рассказов венгерского журналиста и писателя 30-х годов Дюла Ийеша мы узнаем:
«Поезд останавливается, вооруженные польские солдаты спрыгивают с подножек вагонов и под внезапно хлынувшим ливнем выстраиваются у небольшой сторожевой будки. По примкнутым штыкам, крагам, фуражкам с огромными козырьками и плотно прижатым к подбородку широким ремешкам, придающим амуниции еще более воинственный вид, сплошными потоками струится вода. Лишь теперь видно, как много их, этих солдат. Лишь теперь видно, как много пассажиров сошло здесь, на последней станции, в Столпце. Покинул наше купе один из попутчиков, разговорчивый молодой поляк, который от самой Варшавы развлекал нас беседой, с одинаково поразительной смелостью вторгаясь в структуру капитализма и немецкой грамматики. Здесь проходит граница. Даже проводники и те покидают вагоны. Поезд без всякого сопровождения движется к России.» (Россия. 1934).
На участке Столбцы – Негорелое в районе современного о.п. Мезиновка проходила непосредственная граница между Польшей и СССР и здесь же располагались две пограничные заставы. Руины этих сооружений мы посетили весной 2011-го года, о чем можно почитать в посте http://tomkad.livejournal.com/43318.html
Вернемся же к станции Столбцы. Вокзал в Столбцах - островного типа и имеет симметричную форму. На обе стороны к путям выходят два одинаковых крыльца – Северное и Южное. Эти особенности создают некоторые проблемы с правильностью привязки старых снимков к современным видам.
Например, глядя на снимок 1932 года, я до последнего момента был уверен, что он сделан с пешеходного моста, который находился там же, где и сегодня. А значит в кадре должна находиться Южная сторона вокзала.
Однако как же я ошибался! И не только по этой фотографии! Оказалось, что сравнивать старые снимки с современными видами все возможно. На помощь мне пришли печные трубы здания, по положению которых я смог безошибочно определить места, откуда были сделаны старые фотографии.
Вот только все равно сделать точно такой же кадр у меня не вышло. Как видно, старый снимок сделан с приличной высоты (в нижнем углу виднеется столб линии электропередач), а значит фотограф находился на мосту, или… … или на трубе, вышке и т.д.
Место, откуда был сделан тот старый кадр сегодня выглядит так.
В итоге, все что смог выжать я выглядит следующим образом.
Станция Столбцы. Северная сторона вокзала.
Что можно сказать по изменениям:
1. Появилась электрификация
2. С крыши здания исчез польский флаг (по понятным нам причинам)
3. Появился пешеходный мост, а за ним комплекс станционных сооружений (пост ЭЦ и пр.)
4. Четвертый от здания путь сегодня заканчивается тупиком
5. Из мелочей: главная печная труба стала короче; над входом в здание появились часы; на фасаде появилась подпись названия станции (позже увидим, что было на этом месте раньше); над крыльцом надстроены бортики высотой в полметра.
Пожалуй, тут всё.
Следующий снимок запечатлел даму с маленьким ребенком на фоне здания вокзала. Год тот же – 1932. На заднем плане у крыльца видны пассажиры ожидающие поезда.
По положению печных труб (1) вновь определяем – это Северная сторона вокзала, а значит люди на платформе ждут поезд, который прибудет с Советской стороны.
На этом снимке мы видим уже 3 польских штандарта (2)! А на фасаде здания можно рассмотреть рельефный герб белого польского орла (3). Сегодня на его месте, как мы уже выяснили, находится надпись «Столбцы». Окно обозначенное номером 4 в наше время превратилось в дверь (см. фото выше).
Итак, моё сравнение
Помимо вышеперечисленных изменений могу отметить следующее:
1. Раньше перед зданием вокзала располагались клумбы, на которых были высажены молоденькие ели. Сегодня почти всё выложено силикатной плиточкой, но все же пару маленьких клумб осталось.
2. Стоит ли говорить о том, что черепицу на крыше заменил её металлический аналог? По-моему итак очевидно.
Тут еще прошу обратить внимание на водосточные трубы – практически не отличить )))
И, наконец, третье фотосравнение. Всё та же Северная сторона вокзала.
Здесь ничего нового к вышесказанному добавить не могу…
Читать еще:
1. СВЕТЛОГОРСК-НА-БЕРЕЗИНЕ
2. БИГОСОВО
3. БЕЛАРУСЬ. КРАСНЫЙ БЕРЕГ
Journal information