TomkaD - mente et malleo... (tomkad) wrote,
TomkaD - mente et malleo...
tomkad

Categories:

Велоэкспедиция "Фотолинии Волынщины". День первый. ВЛОДАВА - ШАЦКИЕ ОЗЕРА - Згораны

На дворе завывает вьюга, кругом снежище, а я сижу разглядываю не сошедший еще до сих пор августовский загар на руках и ногах и понимаю, что пора уже начать свой долгий рассказ о той самой велопоездке, когда этот загар был приобретен.

А дело происходило в самом начале августа уходящего года. Мой летний отпуск стремительно заканчивался, казалось, еще не успев начаться. И хотя за этот отпуск я впервые более или менее серьезно побывал в Европах, и даже успел отметиться у обеих бабушек в деревнях расположенных в противоположных концах синеокой,  на душе у меня все же была какая-то хандра. Ну не хватало чего-то такого, чего-то такого как я люблю... Не хватало старой доброй палатки, хорошего костра, ночного поезда, велосипеда с погнутым переклюком, тушенки с гречкой, соленого пота и приятной усталости в ногах, которая приходит где-то после 80-90 накрученных километров... И вот в этот самый момент мне звонит старый товарищ, с которым мы в своё время немало интересно путешествовали и предлагает сыграть в ближайшие дни этот самый сценарий  с великами, тушенкой и палаткой... И что окончательно меня убедило в необходимости ехать, так это сама цель вылазки - поснимать малопредставленные на "фотолиниях" участки железных дорог.  Выбор был за малым - а куда ехать-то? На ум приходили два региона: российская брянщина  и украинская волынщина. Вторая безоговорочно победила

Фото 1

Итак, наконец, начинаю свой рассказ о самой поездке.


Первоначальный план от Андрея выглядел примерно так:
День 1. Встреча в Бресте, оттуда заброска дизелем на пограничную Томашовку (станция Влодава) и далее уже своим ходом через Шацкие озера добираться к месту ночевки в районе Згорянских озер, что в 15 километрах от «железнодорожного» Любомля.
День 2. Весь второй день посвящен изучению линии Ковель-Ягодин от Любомля до Черкасска-Волынского с последующей переброской на Каменец-Каширскую линию и ночевкой в районе Гищина.
День 3. Подброска грузопассажирским поездом в сторону Каменца-Каширского и возвращение обратно вдоль линии, с последующей переброской на линию Ковель – Сарны.
День 4. Изучение линии Ковель-Сарны до Кузнецовска или Рафаловки, с поимкой «волнового» дизеля до Сарн и дальнейшим уездом домой по маршруту Удрицк-Лунинец-Барановичи-Минск.

Наброски планов предстоящей велоэкспедиции

2. Схема путешествия

Я согласился со всеми тезисами Вашкова, но только на мгновение засомневался в реальности в последний четвертый день достигнуть Рафаловки, которую по моим расчетам надо было брать уже часам к 10 утра, а проехать-то к этому времени надо было более 100 км! Ну, собственно, всё это примерные наброски поездки, поэтому, конечно, решили корректировать свои действия «по факту».
К назначенному времени встречи в Бресте (дизель на Влодаву отправляется в 8.52) я рискованно решил отправиться кругосветкой «Коммунары-Брест» через Лунинец с прибытием в Брест в 8.42. За 10 минут мне надо было успеть с упакованным великом и рюкзаком первым выбраться из поезда, и, сориентировавшись и преодолев подземный переход или пешеходный мост (выбирать по вкусу), запрыгнуть в закрывающиеся двери отправляющегося дизеля. И все это при условии, что «коммунарский» не привезет какого-нибудь подлого опоздания в 5-10 минут. С такими мыслями я долго валялся на нижней полке, пялил на свисающие чуть ли не до самого пола шлейки от нового чехла для байка и думал, а не ляснет ли мой агрегат педалью дрогичинского пацанчика с верхней полки в случае «экстренного»?

Так или иначе, выспался я плохо и уже утром часа за полтора до прибытия начал со всей ответственностью готовиться к десанту. Вашков, прибывший в Брест заблаговременно из родных Житковичей и занявший места в дизеле, сориентировал меня по телефону, поэтому сразу по прибытии на платформу московской стороны я стремглав рванул к подземному переходу. Рванул так резво, что уже почти добежав до автомобильного моста понял – переход-то я уже давно проскочил! До отправления влодавского – 5 минут. Изрядно уставший, спускаюсь в переход и встречаю Андрея. Он перенимает у меня велосипед, и мы благополучно занимаем свои места. Путешествие началось на хорошей ноте – теперь нам точно уже не надо преодолевать бонус-трек километров в 60 от Бреста до Томашовки.

Время в дизеле убиваем просмотром различных карт-материалов, прокладываем маршрут через Шацкие озера, определяемся с местом ночевки… …за окном дизель-поезда промелькнул прожекторный светофор, а это значит, что мы прибываем на станцию Дубица - единственную станцию на БЧ, где еще остались такие раритеты… В очередной раз мы выглядываем из окна, чтобы поглядеть и на само здание станции, которое заслуживает отдельного разговора. Построенное в 1897 году к десятилетнему юбилею открытия линии Брест-Хелм, здание практически в неизменном виде, стоит и по сей день!

Пассажирское здание станции Дубица – памятник архитектуры конца 19 века

3

Прибываем на Влодаву и располагаемся в теньке недалеко от пассажирского здания.

5


Бригада машинистов «припарковала» дизель в южной горловине станции и отправилась шататься по поселку. На станции стало совсем тихо. Вообще Влодава имеет очень интересную и даже несколько драматичную историю, которой я уже посвящал пост в своем журнале. Некогда бывшая важным пунктом на линии Брест-Холмск (Хелм), построенной в 1887 году, сегодня она является захолустной тупиковой станцией, имеющей, впрочем, некоторые шансы на возрождение утраченного былого авторитета. Подробнее об этом всём советую читать в моем посте Станция Влодава – линия Брест – Хелм. Перспективы?http://tomkad.livejournal.com/129816.html

Пассажирское здание станции Влодава – памятник архитектуры начала 20-го века.

4

Перекладываем рюкзаки, собираем байки, обедаем. Всё это делаем не спеша, потому как времени на все мероприятия сегодня должно хватить. И вот ближе к часу дня, мы наконец выдвигаемся в путь, правда сначала едем в южную горловину станции, чтобы увидеть тот самый тупик брест-холмской линии. Тупик, надеюсь, временный.

6

С этого же места в телевики рассматриваем костел Святого Людовика  польского города Влодава – вот они совсем рядом.

7
Фото Вашкова А.

По асфальтовой дороге возвращаемся назад в Томашовку и останавливаемся у крупного мемориала воинам Первой Мировой войны. Из таблички узнаем, что мы все же не в Томашовке – кладбище приписано к деревне Орхово



Больше фотографий мемориала смотреть в посте ТОМАШОВКА (ОРХОВО) – кладбище солдат Первой мировой войны http://tomkad.livejournal.com/126919.html.

Продолжаем свой путь в сторону погранперехода «Томашовка», до которого судя по картам надо сделать что-то около 3-4 километров… Но едва мы пересекли железнодорожный переезд в северной горловине станции, как уже метрах в 300 перед нами вырос этот самый международный пункт пропуска! Удивленные таким быстрым достижением пункта, мы удивляемся еще раз – ни единой машины в очереди! Вообще никого!
Таможенник указывает нам на окошко, куда мы идем сдавать паспорта. Девушка на паспортном контроле поинтересовалась куда едем и без наших объяснений сама ответила – на Шацкие купаться. Мы отпираться не стали. Прохождение границы ограничилось лишь паспортным контролем – рюкзаки со шмотками абсолютно никого не заинтересовали.

И вот мы спокойно катимся по нейтральной территории длиною в 4-5 километров, заняв всю проезжую часть. Общаемся на всякие темы – давно ведь не виделись с Андреем. Так подъезжаем к знаку «Украина».

9

Искренне надеемся, что белорусский асфальт удовлетворительного качества не сменится украинскими античеловеческими брукованками, которых немало нам пришлось вкусить в 2009-м году на ровенщине во время экспедиции по УЖД Антоновка – Заречное .

Фото Вашкова А, 2009.

Удача сопутствует нам – впереди асфальт. Достигаем украинский пункт пропуска «Пулемец» и становимся в очередь за двумя авто с минскими номерами, которые обогнали нас пару минут назад. Минчане едут купаться на Свитязь (может с новогрудским перепутали?).

Мы же прислоняем велики к забору и двигаем на паспортный контроль. Украинская граница обычно проходится веселее: тут могут и взятку попросить (неважно какую, пусть это будет хоть сигарета, хоть пара гривень - главное взятка), а могут и серьезно прошманать на предмет наличия наркотиков. Странно, но на этот раз и украинская граница проходится «на автомате» без каких-либо приключений – даже здесь никто в рюкзаки не заглянул.

Асфальт всё не кончается, поэтому мы врубаемся в крейсерские 20 кээмче и уже через полчаса достигаем села Пища. На самом въезде сворачиваем направо (на юг) и уже по грунтовке едем в деревню Островье. Дорога еще позволяет держать 18-20 км/ч, хотя местами уже начинают появляться зыбучие эоловые пески. В деревне пополняем истощившиеся запасы воды, осматриваем деревянную церковь и первое на сегодня озеро из Шацкой группы – Островское.

10

11

На выезде из деревни впервые встреваем песчаный ад, который сразу напомнил приключения а-ля «Антоновка 2009». По-тихоньку выбираемся из ада песчаного и попадаем в ад щебеночный. А именно, добираемся до автомобильной дороги, ведущей в поселок Пульмо, которую, видимо, подготовили к асфальтированию, но к последнему пока еще не приступили

12

Мы находимся менее чем в километре от северного берега озера Свитязь, но самого озера еще не видим и даже не чувствуем его присутствия где-то рядом. Солнце тем временем смалит нещадно…

13
Фото Вашкова А.

По обочине добираемся до Пульмо, где выезжаем на хороший гладкий асфальт. Поселок, хоть и расположен несколько в стороне от основных мест отдыха на Свитязе, все же напоминает курортное место и пестрит табличками с предложениями о сдаче комнат и квартир. Осматриваем церковь в центре Пульмо и все никак не можем найти подход к Пулемецкому озеру.

14

Решаем попытать счастья в следующей деревне – Залесье. И нам везет – в центре деревни мы находим наблюдательную вышку местного лесничества, на которую просто не можем не взобраться

15

С высоты 30 метров открывается хороший вид на окружающие нас озера. В первую очередь это Пулемецкое озеро

16

19

В незапертой будке наверху находим радиоприемник, карту лесов и бинокль…

17

Больше фотографий с этой вышки  смотреть здесь

18
Фото Вашкова А.

Наконец, мы видим и главное озеро Шацкой группы - Свитязь

20
Фото Вашкова А.

Теперь наш путь пролегает именно к нему. Асфальтовая дорога на снимке ниже ведет прямо в поселок Свитязь.

21

Асфальт, по которому мы едем дальше положили, кажись, совсем недавно. Вспоминая щебневку перед въездом в Пульмо, я предполагаю, что были (есть) планы закатать в асфальт всю дорогу, окружающую озеро Свитязь.

Не доезжая всего километра-двух до поселка, мы сворачиваем в сторону озера и начинаем теперь по лесу искать подъезд к Свитязю, чтобы искупаться. В лесу повсеместно разбросаны различные турбазы, кемпинги, пансионаты – пробраться по их территории порой проблематично. Наконец показывается пляж, виднеется озеро, но пробраться к нему мы все же не может – пляж огорожен забором и отведен только для отдыхающих какого-то там лагеря…

22

То же самое со следующим пляжем и еще со следующим… На мгновение мы уже подумали, что возможность омыть копыта в Свитязе нам так и не предоставится и решили взять ежевичную паузу. Народу кругом много, но вот ягода никого не интересует, поэтому нам достается самая спелая и вкусная

23

Наконец на очередном пляже мы находим-таки себе пристанище и идем купаться в теплые воды озера. Свитязь поражает своей кристально прозрачной водой – я лично впервые видел такое преломление света в воде, когда заходишь всё глубже и глубже, а дно визуально наоборот кажется, идет на повышение.

24

Озеро Свитязь – крупнейшее в Шацкой группе

25

Освежившись и передохнув, мы решили еще немного по фотографировать озеро. Точкой съемки была выбрана конструкция напоминающая спасательную вышку

26

На озере полно различных катеров и лодок

27
Фото Вашкова А.

На восточном берегу озера виднеются пляжи поселка Свитязь. Двигаемся туда

28
Фото Вашкова А.

В районе автостанции нашелся магазин с мороженным – мы, конечно, не можем не остановиться, чтобы не отведать оного.

30

Заодно на здании разыскалась схема Шацкой группы озер, на которой оказались подписаны практически все озера, даже самые мелкие.

29

Находясь в Свитязи ощущаешь себя натурально как где-нибудь на попсовом курорте. Трасса, проходящая у озера, здесь превращается в сплошную парковку

31

32

Буквально на каждом частном дворе работают небольшие кафе, сувенирные лавки, лотки с мороженым и сахарной ватой, на каждом втором подворье принимают постояльцев.

Мы же немного углубляемся в частный сектор и выезжаем к православному монастырю Петра и Павла

33

34

Территория монастыря неплохо благоустроена – находиться здесь очень приятно.

35

На этом мы прощаемся со Свитязем и отправляемся в соседний Шацк. В городе особо не задерживаемся, только в очередной раз пополняем запасы воды и осматриваем православный храм с явными чертами католического костела.

36

По жестко разбитой брукованке добираемся до очередного озера шацкой группы – озера Люцемер. Здесь народу не очень много, в основном все местные.

37

38
Фото Вашкова А

Наконец, мы выбираемся на трассу Шацк-Любомль – финальный отрезок нашего пути на сегодня. Правда все равно разогнаться не удается – слева показалось озеро Черное. На Черном очень красиво, а народу отдыхает еще меньше, но остаться здесь на ночь мы не можем – сегодня надо максимально приблизиться к железной дороге

39

По трассе идем довольно резво – 25-27 км/ч, однако спустя уже 6 километров в очередной раз останавливаемся. Наше внимание привлекает мелиоративная канава под названием Припять.

40

41

Это та самая великая и могучая в Беларуси река Припять, берет исток в нескольких километрах от моста, на котором мы сейчас стоим.

39а

Кстаи в этой поездке мы еще раз пересечем Припять, но чуть ниже по течению. Об этом я уже писал ранее здесь

Дальше до самых Згорянских озер едем не останавливаясь. Расспрашиваем у местного пацаненка, торгующего грибами на обочине трассы, куда лучше податься и подтверждаем свои суждения – лучше ехать на малое озеро, спрятанное в лесу. Правда практически тут же подтверждаем и другие свои суждения по поводу зашкаливающего количества народа, стоящего на берегу. Побродив немного среди нехилых размеров палаточного лагеря, решаем искать счастья на северо-восточном слегка болотистом берегу. Слава Богу ждать долго не пришлось: практически сразу же Андрей отыскал островок со всех сторон окруженный небольшой полосой болотца. Главное, что на этом месте уже были заготовлены дрова и был замечательный выход к озеру.

43

Пока в котелке варится гречка, мы отмокаем в теплых водах Згорянского озера… Дневная статистика – 72 километра. Цифра небольшая, но Вашков признается, что с непривычки укатался. Перед стартом поездки он накатал лишь что-то около 180 километров за этот сезон, в то время как я уже начал отсчет третей тысячи.

42

Ну а дальше было всё как я люблю: старая добрая палатка, хороший костер, тушенка с гречкой и приятная усталость в ногах. Завтра добираемся до железной дороги и завтра же начинаются наши железнодорожные изыскания.

Велоэкспедиция "Фотолинии Волынщины". День второй. Часть 1.Любомль - Подгородное - Руда - Выс. Хутор

Читать еще:

1. ТАТАРЩИЗНА – МЯСОТА – ЛОСИ – БОЯРЫ - ОЛЕХНОВИЧИ – ВЯЗЫНКА – воскресные велоизыскания…
2. УЖД АНТОНОВКА – ЗАРЕЧНОЕ

Tags: БольшИе отчеты, Украина, Фото, Френдам, Чыгунка, вело, путешествия, фотолинии
Subscribe
promo tomkad december 31, 2024 22:23 183
Buy for 30 tokens
"Кожны чалавек любіць сваю бацькаўшчыну, незалежна ад велічы і хараства сваёй прыроды, ад яе багацця і славы, ад таго дабрабыту, якім яна адорвае сваіх сыноў. Вандроўны жыхар паўночнай тундры любіць сваю суровую бацькаўшчыну не менш, чым жыхар яскравага, поўнага жыцця і фарбаў, багатага…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments