?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я уже недавно писал про агрогородок Томашовка, расположенный в Брестском районе на стыке Беларуси, Польши и Украины. В первом посте про Томашовку было рассказано о Мемориале времен Первой Мировой войны . Сегодня же мы посетим железнодорожную станцию Влодава, узнаем немного интересных фактов из её истории и попытаемся вместе оценить возможные перспективы, ожидающие эти места…



Стоит ли нам надеяться, что построенную в 19-веке железнодорожную линию  Хелм-Брест восстановят, и будет налажено сообщение между этими городами?



…за окном дизель-поезда промелькнул прожекторный светофор, а это значит, что мы прибываем на станцию Дубица - единственную станцию на БЧ, где еще остались такие раритеты…


Фото Громов Евгений

В очередной раз мы выглядываем из окна, чтобы поглядеть и на само здание станции, которое заслуживает отдельного разговора. Построенное в 1897 году к десятилетнему юбилею открытия линии Брест-Хелм, здание практически в неизменном виде, стоит и по сей день!



В моем субъективном рейтинге станционных зданий БЧ это здание заслуженно занимает место в первой пятерке



Любовь к Дубице еще подогревается особенным статусом этой местности: это даже не погранзона, а уже погранполоса! Буквально в 50 метрах за зданием станции уже протянута колючая проволока и распахана следополоса!

…проезжаем еще несколько остановок и, наконец, прибываем на станцию Влодава - конечную станцию маршрута и всей нынешней линии Брест – Влодава протяженностью в 65 километров.



Наш дизель отправляется в сторону южной горловины станции и спокойно глушит двигатель – впереди его ожидает 2,5 часа отстоя, а бригаде машинистов придется как-то себя занять на это время.



Минувшей осенью здесь во Влодаве случился курьезный случай, когда машинист, оставив состав, пошел собирать грибы в близлежащий лес и… заблудился. Поезд отправился на Брест с полуторачасовым опозданием после того, как из города привезли другую бригаду, а незадачливого грибника позже разыскали недалеко от украинской границы. Ох и неплохо же влетело ему от руководства ))

Глядя сегодня на глушь, окружающую нас, хочется задаться вопросом «а какой такой был смысл в строительстве этой самой линии Брест-Влодава? Ради чего? Ради четырех пар дизелей в сутки? И почему станция величается Влодава (по названию «вражеского» города), а не Томашовка?»



Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно просто взглянуть на топографическую карту и ахнуть. А ведь линия на этом не заканчивалась! Шла ведь она дальше на юг на территорию Польши! И почему шла? Она до сих пор там есть, вот только, чтобы воссоединиться двум её частям сегодня не хватает каких-то несчастных 4-х километров ж/д полотна!



Есть проблема и глобальнее: на этом же участке не хватает и железнодорожного моста через пограничный Буг, разделяющий сегодня два непохожих друг на друга мира. Правда если сравнивать конкретно эти места по обе стороны от границы и конкретно в плане железной дороги, то Советская Белоруссия без шансов уделывает «евросоюзную» Польшу, но это мы увидим чуток позже...

В далеком 1887 году, когда все эти земли, включая и значительную часть Польши, входили в состав Российской империи, была построена железнодорожная линия протяженностью 113 километров, соединившая города Брест-Литовск (Брест) и Холм (Хелм).



Примерно посередине трассу железной дороги пересек Западный Буг, на левом берегу которого расположился город Влодава. Если мы еще раз взглянем на топокарту, то увидим, что кратчайший путь от города до железной дороги как раз лежит в Томашовку (всего 3,5 км), поэтому здесь и была построена станция получившая название Влодава.



В своё время станция была довольно крупной: есть сведения, что здесь был расположен шпалопропиточный завод и даже имелся разворотный круг (информация с сайта railwayz.info).

Нынешнее здание станции было возведено в начале 20-го века. На открытке 1917 года, предоставленной нашим польским товарищем afmks, изображен западный фасад вокзала во Влодаве.

Фото afmks(коллекция)

На снимке мы видим и железнодорожные пути. Если учесть, что сегодня к путям станции выходит восточный фасад здания, то можно высказать еще и предположение, что вокзал был островным. Сегодня же западный фасад пассажирского здания выглядит так



Во время войны вокзал очень сильно пострадал. По одним сведениям в него угодила авиабомба, по другим его взорвали немцы при отступлении, да так, что от здания остались всего две стены. В таком виде оно и простояло более 20 лет. После чего было отстроено вновь.

Теперь оставим пассажирское здание в покое и отправимся в южную горловину станции, чтобы найти то самое окончание железной дороги. Тупик появился довольно быстро всего метрах в 200-250 от горловины





Стоя у тупика, можно увидеть и сам город Влодава, расположенный на другом берегу Буга. Среди всех строений хорошо выделяется барочное здание костела Святого Людовика



Железную дорогу обрезали ровно по дороге автомобильной, ведущей в деревню Орхово





Сегодня по ж/д насыпи, ведущей в сторону Польши (стрелка на карте) частично проложена автомобильная дорога




Дальше до самой границы идет насыпь неплохо сохранившаяся до сих пор. Мы соваться туда не стали, а вот наш коллега Владимир из Бреста провел кое-какие изыскания в марте 2011 года, за что ему огромный респект.

Насыпь железнодорожной линии Брест-Хелм в 1,5 километрах от тупика



Линия на Хелм шла здесь. До польской границы по прямой не более 300 метров


И, наконец, на границе насыпь перерезается следополосой. На заднем плане снимка виднеется пограничный столб, ну а перед автором снимка забор из «колючки» - дальше дороги нет.


Что же находится там дальше? В Западном Буге, по которому идет граница, до сих пор должны были сохраниться следы руин железнодорожного моста, взорванного предположительно немцами в 1944 году при отступлении.



В 1944 году этот мост выглядел так


Источник фото http://wlodawa.eu

Собственно как не стало этого моста в конце войны, так и не стало движения между Брестом и Хелмом. С тех самых пор сообщение между правым и левым берегом не было налажено и не известно принимались ли хоть какие-то попытки это сделать.

Теперь самое время упомянуть о станции Влодава, но только на этот раз о польской. Если ранее вы внимательно смотрели на карту, то непременно могли заметить еще одну станцию с таким названием.


Раздельный пункт Bug Włodawski на этом месте появился в 1938 году. После того как в 1939 году Красная Армия заняла Западную Беларусь, город Влодава лишился своей станции в Томашовке. На тот момент полякам, конечно, было не до этого – Реч Посполитая стремительно исчезала с политической карты мира под натиском «красной и коричневой чумы».

А вот уже по завершении войны Буг Влодавский в 1950 году переименовали просто во Влодаву (Wlodawa).




Так появилась вторая станция Влодава. Какой же мы увидим её сегодня? На сайте http://www.bazakolejowa.pl можно найти немало фотографий польской станции. Еще в 1990-м году пассажирское здание выглядело довольно прилично



А вот начало 21 века как-то не задалось для станции…

Фото 2007 года



Полузаброшенное здание станции



вид в сторону Хелма



Фотографии 2013 года



Расписание движения пригородных поездов






На сегодняшний день движение по линии Хелм-Влодава практически отсутствует. Из пассажирского движения осталось лишь две пары пригородных поездов до Хелма.

Ну а теперь о перспективах восстановления движения по линии Брест-Хелм. В 2011-м году в брестской прессе начали появляться статьи, посвященные этой теме. Так сначала в газете «Вечерний Брест» мы читаем интервью с Владимиром Игнатюком, начальником отдела технической политики РУП «Брестское отделение Белорусской железной дороги»:
…Но пока мы говорим о принципиальных направлениях развития города, правильным было решение оставить без изменения железнодорожную ветку на Влодаву. И вокзал «Полесский», который вызывал много споров, останется – на 100 процентов. Это путь, который ни в коем случае нельзя трогать. Он может стать частью мощной ветки до польского города Катовице, где расположен важный промышленный район.
Ветка может пройти через Влодаву после восстановления железнодорожного моста через Буг. В этом заинтересованы и наши партнеры – Российские железные дороги. Да и в тех проектных решениях, которые разрабатывает минский «Промтехпроект», этот отрезок железнодорожного пути видится перспективным.


Вечерний Брест от 28.10.2011

А спустя год в том же «Вечернем Бресте» публикуется интервью с президентом города Хелм Агатой Фиш, в котором она ратует за сотрудничество белорусского и польского регионов:
…С экономической точки зрения Хелм стоит принять во внимание, поскольку он является самым крупным польским городом у восточной границы Европейского союза, образуя 100-тысячную агломерацию с развитым сообщением с регионом и Европой.
Что, кроме инфраструктуры, может привлечь потенциальных предпринимателей?
… В город ведет ширококолейная железнодорожная ветка. Это серьезный козырь, если речь идет об экспедиторской деятельности и товарообороте между востоком и западом Европы.
Однако вы уже некоторое время стараетесь установить железнодорожное сообщение с Брестом.
– Это очень важно с точки зрения сотрудничества наших регионов. От Бреста до Хелма всего лишь – 113 километров, до Влодавы еще ближе – 65. Появился бы шанс для экономического развития, улучшилось бы туристическое движение. Наверняка от этого выиграют как брестский, так и хелминский регионы.


Вечерний Брест от 23.08.2012

Конечно, одни слова значат не много, у нас любят поговорить, пустить пыли в глаза и на этом закончить активные действия. Но с другой стороны Беларусь сегодня является хорошим примером в плане осуществления всяких идей по строительству новых железных дорог:

- Так несколько лет назад была построена 30-километровая ветка в район стройплощадки белорусской АЭС под Островцом;


- Сегодня проводятся инженерные изыскания под строительный проект для сооружения новой ветки (тоже около 30 км) от станции Уречье до промплощадки будущего Нежинского Горно-обогатительного комплекса по добыче калийных солей (детище российского олигарха Михаила Гуцериева);


- Примерно на такой же стадии находятся изыскания под железнодорожную линию от станции Муляровка до будущего Петриковского ГОК и дальше до перегрузочного порта на Припяти в деревне Макаричи;

- Ну и самая главная железнодорожная авантюра, вокруг которой до сих пор не утихают разговоры – строительство новой железнодорожной линии от станции Михалки (южнее Мозыря) в самую глубь полесских болот в сторону города Лельчицы. Длина линии должна будет составить более 100 километров! Как выразился АГЛ в одном из интервью «Мне так хочется и всегда хотелось построить этот кусок дороги», а это, согласитесь, серьезный фактор подстегивающий чиновников к активным действиям ))) БЕЛТА даже опубликовала инфографику по будущей линии


Теперь жители Лельчиц «раскатывают губы» на страницах местного форума и ждут-ждут…

Согласитесь, на фоне последней затеи с Лельчицами восстановление железнодорожного моста через Буг на линии Брест-Хелм выглядит не таким призрачным и маловероятным.
Особо радикально настроенные фанаты уже проектируют виды станции Влодава и предвкушают, что совсем скоро из отсюда можно будет отправиться в польский Хелм, как и 80 лет назад.

Изображения сделанные в мап-редакторе игры Trainz railroad simulator. Взято на на форуме http://trainz-vl.ucoz.ru








При написании данного поста использовались некоторые данные с сайтов:
1. http://railwayz.info
2. http://www.bazakolejowa.pl
3. http://wlodawa.eu
4. http://trainz-vl.ucoz.ru
5. www.belta.by
6. http://www.vb.by


Еще читать:

ЛЫНТУПЫ – судьба станции
ДРУЯ – конец железнодорожной ветки
БЕНЯКОНЕ – станция Бенякони, усадьба Ластовского
БИГОСОВО – здание ж/д вокзала, БИГОСОВО – и снова о вокзале…
ГОДУТИШКИ – потерпели неудачу((

promo tomkad january 1, 22:23 174
Buy for 30 tokens
"Кожны чалавек любіць сваю бацькаўшчыну, незалежна ад велічы і хараства сваёй прыроды, ад яе багацця і славы, ад таго дабрабыту, якім яна адорвае сваіх сыноў. Вандроўны жыхар паўночнай тундры любіць сваю суровую бацькаўшчыну не менш, чым жыхар яскравага, поўнага жыцця і фарбаў, багатага…

Comments

( 36 comments — Leave a comment )
manjolia
Sep. 19th, 2013 04:22 pm (UTC)
Спасибо, было интересно почитать :)
tomkad
Sep. 19th, 2013 04:28 pm (UTC)
Не за что! Рад что Вы именно почитали :)
reedcat1965
Sep. 19th, 2013 06:46 pm (UTC)
Было бы интересно прокатиться из Бреста в Польшу. Вопрос, как будут решать проблему с шириной колеи.
tomkad
Sep. 19th, 2013 07:43 pm (UTC)
Вот я не в курсе если честно перешивали ли поляки путь на стандартный? Искал эту инфу, но особо ничего не попадалось.
(no subject) - victogan - Sep. 20th, 2013 06:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - railwayz_info - Sep. 20th, 2013 06:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - tomkad - Sep. 23rd, 2013 03:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - akalinine - Dec. 10th, 2013 03:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tomkad - Dec. 10th, 2013 08:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - reedcat1965 - Dec. 10th, 2013 10:05 pm (UTC) - Expand
yozas_gubka
Sep. 19th, 2013 07:05 pm (UTC)
ахраненны пост! :)
tomkad
Sep. 19th, 2013 07:43 pm (UTC)
Прыемна, што спадабалася :)
dizel_by
Sep. 20th, 2013 05:37 am (UTC)
Огромнейшее спасибо! Я получил ответы на все свои (незаданные) вопросы по тому региону :)
tomkad
Sep. 23rd, 2013 03:44 am (UTC)
Нема за шо!
tom_jones2
Sep. 21st, 2013 12:24 pm (UTC)
"На сегодняшний день движение по линии Хелм-Влодава практически отсутствует. Из пассажирского движения осталось лишь две пары пригородных поездов до Хелма."
Я думаю слово "практически" можно вычеркивать... На http://rozklad-pkp.pl на линии от Хелма до Влодавы совсем отсутствуют остановки.
tomkad
Sep. 23rd, 2013 03:47 am (UTC)
О да. Просто на фотографии 2013 года было еще какое-то расписание пригородных по Влодаве
(no subject) - a_b_i_t - Mar. 22nd, 2016 10:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tomkad - Mar. 23rd, 2016 03:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - a_b_i_t - Mar. 23rd, 2016 09:04 am (UTC) - Expand
al_kamensky
Sep. 24th, 2013 05:05 pm (UTC)
Дубица великолепна!
tomkad
Sep. 24th, 2013 05:14 pm (UTC)
Дубица определенно классное место :)
bsu_lyceum
Oct. 9th, 2013 11:34 am (UTC)
А я вот подумал о том, что логично было бы продлить линию, построенную к АЭС, через Маркуны-Супроненты-Завидиненты-Свирь-Новоселки-Коморово и далее вдоль автодороги до Лынтуп. Как раз между Маркунами и Свирью находится разрабатываемое месторождение глины, сокращение расстояния до Минска (и Ошмян!) сделало бы рентабельной добычу песчано-гравийной смеси и глины на законсервированных месторождениях вблизи Лынтуп, Свирь могла бы стать пересадочной станцией для отдыхающих на Нарочи (да и что мешает распиарить саму Свирь как противовес известной церкариозом Нарочи?), а дополнительным бонусом стало бы появление пассажирского сообщения Минска с Поозерьем (какой-нибудь Барановичи-Друя через Минск-Ошмяны-Свирь-Лынтупы-Воропаево). Разъезд сделать в нескольких километрах от станциии Бобровники с расчётом, чтобы работники АЭС также смогли пользоваться этой веткой (плюс подвоз свирьских и лынтупских стройматериалов к АЭС).
Эх, мечты, мечты... чёрт его знает, какие там на самом деле условия для постройки моста через Вилию между впадением Ошмянки и Страчи.
tomkad
Oct. 9th, 2013 04:17 pm (UTC)
С перспективой на то, что лет через 15-20 половина населения суверенной будет обитать в Минске, я думаю это мало целесообразно. Тем более если речь идет о месторождениях ПГС и глины. Тем более если речь идет о Друе, где не осталось своего поезда до Минска, который выпилили с нового графика в этом году. А вообще помечтать конечно всегда можно ;)
nordlight_spb
Dec. 10th, 2013 04:12 pm (UTC)
Отличный пост!Очень любопытная,хоть и маленькая линия с богатой историей.Только поправочка-модель компьютерная сделана в мап-редакторе игры Trainz railroad simulator,причем не самой свежей версии.
tomkad
Dec. 10th, 2013 08:48 pm (UTC)
Спасибо! Уже поправил
b_s_d_1
Dec. 10th, 2013 06:57 pm (UTC)
Спасибо за публикацию!

Я в 2002 году после трёх месяцев в Европе приехал в польскую Влодаву.

Думал, что там есть пункт пропуска для местных жителей.
Была идея попытаться уговорить пропустить через него, очень не хотелось
добираться до неблизкого Домачево. Но оказалось, что пункта пропуска здесь нет вообще никакого.
n05.narod.ru/poezdka2002fr.html
Влодава в конце.

Интересно, почему станцию Влодава построили на противоположном
от города берегу не самой маленькой реки?

Согласно снимку расписания на польской станции, движение только по субботам и воскресеньям.
Удивительно, что восстановили. Много лет на польской линии пассажирского движения не было.

b_s_d_1
Dec. 10th, 2013 06:57 pm (UTC)
Спасибо за публикацию!

Я в 2002 году после трёх месяцев в Европе приехал в польскую Влодаву.

Думал, что там есть пункт пропуска для местных жителей.
Была идея попытаться уговорить пропустить через него, очень не хотелось
добираться до неблизкого Домачево. Но оказалось, что пункта пропуска здесь нет вообще никакого.
n05.narod.r u/poezdka2002fr.html
без пробела в ру
Влодава в конце.

Интересно, почему станцию Влодава построили на противоположном
от города берегу не самой маленькой реки?

Согласно снимку расписания на польской станции, движение только по субботам и воскресеньям.
Удивительно, что восстановили. Много лет на польской линии пассажирского движения не было.
tomkad
Dec. 10th, 2013 08:39 pm (UTC)
Не за что! Вот про город и станцию действительно вопрос. Логика про то, что это был кратчайший путь от линии до города вроде верная, но все же не совсем подходит. Лишний мост через Буг наладить - это не хухры-мухры
b_s_d_1
Dec. 10th, 2013 07:07 pm (UTC)
Линия Уречье - Обчин: почему проектируется не от Любанского КСМ,
где требовалось бы построить всего 10 километров?

Она повторяет трассу действовавшей когда-то линии Уречье - Старушки?
tomkad
Dec. 10th, 2013 08:37 pm (UTC)
Очень вероятно что она повторяет трассу линии Уречье-Старушки, но это просто совпадение. Генпланисты естественно ничего про такую никогда не слышали. Тут дело в политике. Новый ГОК по добыче калийных солей строится детищем вашего олигарха Гуцериева - компанией "Славкалий" - прямым конкурентом Белкалия, который эксплуатирует линию Калий-4 - Слуцк. На стадии проектирования заказчик сам решил отказаться от возможности пользоваться веткой Белкалия, как потенциально "не надежной", поэтому было решено строить линию из Уречья. Я когда с генпланистами разговаривал, то они большими глазами на меня глядели, мол что именно по этой трассе шла некогда железка
akalinine
Dec. 10th, 2013 09:07 pm (UTC)
да не будет там никакого сообщения,нерентабельно.
sonera
Feb. 5th, 2014 08:27 am (UTC)
А мне вот интересно, судя по картам гугл у жителей Польши есть свободный доступ к р.Буг. А с Белорусской стороны везде пограничная следовая полоса. И отсутствет проход к самой реке. Что за дискриминация?

Места видать красивые.

Edited at 2014-02-05 08:28 am (UTC)
tomkad
Feb. 5th, 2014 03:25 pm (UTC)
Нелегалы из Индии, Въетнама и прочих стран большими потоками через РБ пытаются штурмовать границы Евросоюза - надо же как-то реагировать. Но вообще конечно два разных мира - вот что :) Полагаю, что эту следополосу еще в 40-х распахали и заборы повоздвигали.
(no subject) - (Anonymous) - Mar. 26th, 2017 02:55 pm (UTC) - Expand
Ruslan Hulewicz
Dec. 13th, 2018 09:15 am (UTC)
Дзякуй вам, вельмі цікава й зручна. Нават захацелася самому паспадарожнічать у тый бок.
tomkad
Dec. 13th, 2018 09:39 am (UTC)
Няма за што!
( 36 comments — Leave a comment )

Profile

новые высоты
tomkad
TomkaD - mente et malleo...

Статистика



Рейтинг блогов

free counters




Поисковый анализ сайта

Latest Month

January 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Powered by LiveJournal.com