TomkaD - mente et malleo... (tomkad) wrote,
TomkaD - mente et malleo...
tomkad

Categories:

В поисках старых ракурсов. Часть 1. СВЕТЛОГОРСК-НА-БЕРЕЗИНЕ

В конце прошлого года уважаемая Снежана ocherkistka, ссылаясь на примеры журналистских изысканий не менее уважаемого Алекса incopolis по улицам Минска, навела и меня на интересную вроде бы мысль "заняться поиском старых ракурсов", но только в применении к железной дороге. Тогда Снежана предложила мне что-нибудь состряпать к концу года, в который БЖД как раз отмечала своё 150-летие. Времени оставалось очень мало, а вот работы был непочатый край. Впрочем и сейчас её стало не меньше, однако кое-что я уже накопал и открыл для себя немало всякого рода интересностей, которые вероятно и не всплыли бы если бы не такого рода сравнения.

Суть моей работы сводился к трем-четырем основным действиям:
1. Поиск исторических снимков сделанных на нашей железной дороге в различные времена (источники: исторические книги, личные коллекции, открытки ну и конечно же богатейшие фонды проекта "Фотолинии" на сайте railwayz.info);
2. Выезд на местность и попытка сделать снимки с тех же самых ракурсов (на практике это оказалось ой как сложно! Хотя может это у меня только с начинаниями связано, а дальше придет опыт и все будет "чих-пых")
3. Сравнение современного снимка с фотографией №-го года.
4. Основные выводы, а таковые конечно же появляются и иногда даже неплохо удивляют!

Итак, сейчас у меня в загашнике имеются такие сравнения всего с 5 ж/д-станций. И начну я эту серию, пожалуй, с родного Светлогорска, а вернее со станции Светлогорск-На-Березине. 
Светлогорск - один из самых молодых городов нашей страны. В 2011 году городу исполнилось всего 50 лет. А вот железная дорога прошла в этих местах еще на 50 лет раньше: в 1912 году был построен участок Жлобин-Калинковичи, а в месте его пересечения с рекой Березина возникла станция Шатилки(название деревни, на месте которой впоследствии вырос город). В 60-е годы это уже станция Светлогорск-на-Березине. Говорят, что кирпичное здание вокзала, возведенное примерно в эти же годы умудрилось простоять в не измененном виде аж до конца века!

Светлогорск-на-Березине. 1985 год.



Мне верится маловато, что это именно то самое первое здание, но в поддержку данной версии говорят другие здания вокзалов с линии СПБ-Одесса ( Останковичи , Козенки ), в которых можно найти весьма схожие черты и которые можно, наверное, считать типовыми для данной дороги.

Удивительно, но это единственное фото старого вокзала, имеющееся в архиве Музея истории города Светлогорска (по состоянию на 2008 год)!!! А ведь городок-то рос при нашей с вами памяти и снимков такого рода наверное должно было быть побольше. Тем более в музее истории!
Я помню то старое здание зеленого цвета и помню когда в 2001 году к 40-летию города его "откапиталили". Теперь оно выглядит так



Мой снимок опубликованный на Фотолиниях. 2009 год.

На прошлых выходных мною были сделаны некоторые кадры для сравнения, и вот что получилось



1. Первое о чем стоит заметить и чего к сожалению вы не увидите  на современном снимке из-за снега - бетонные шпалы в отличие от деревянных в 1985-м.
2. Высоких мачт освещения на первой платформе больше нет, а советские удобные лавочки со спинками заменены на  неудобные на мой взгляд лавки без спинок.
3. Из-за снега не видать очередного качественного отличия:  сейчас платформа вымощена силикатной плиткой в отличие от асфальта на первом снимке.
4. Раньше станция буквально утопала в зелени - на снимке видно много кустов и деревьев. Слева помню был небольшой скверик и там стоял ларек.  Всю зелень вырубили во время реконструкции станции на рубеже 2000-2001 годов и теперь на современном снимке можно увидеть часть станционного туалета (слева в кадре), который также скрывался в скверике.
Сравнивать количество людей на платформе раньше и сейчас думаю не стоит. Данные о том, что белорусов с 1985 по 2013 год убавилось практически на 450 тысяч человек (!)  ведь никак не коррелируются  с нашими иллюстрациями?  Верно?
5. Прошу обратить внимание на двухэтажный кирпичный дом, угол  которого выступает из-за деревьев слева от здания вокзала. Дом стоит и сегодня и вид его практически никак не изменился.
6. Наконец принимаемся за здание вокзала. В первую очередь в глаза бросается видоизмененная конфигурация крыши - она стала немного выше, а скаты более крутыми. Жесть естественно заменили на металлочерепицу. У вокзала на месте одного из окон центрального фасада появились дверь и крыльцо, выходящие на пассажирскую платформу. Ну а так в принципе с большего здание внешне осталось таким же как и было раньше.  И если принять за правду, что это то самое первое здание станции Шатилки (см. выше), то ему уже в прошлом году должно было исполниться 100 лет!
Справедливости ради стоит заметить, что внутри вокзал поменялся кардинально и это касается прежде всего перепланировки пространства, однако старых снимков его интерьеров у меня нету, так что и сравнивать как бы мне нечего. Есть у меня всего лишь некоторые воспоминания  из детства.

А теперь перенесемся в район того маленького скверика, что был слева от вокзала.

Субботник на станции. 1979 год.



Снимок  предоставленный мне начальником станции  Шафоренко Сергеем Ивановичем. Автор неизвестен. Год указан приблизительно. 

Сидя в Минске я долго думал как же сделать похожий кадр на местности, ведь от сквера практически ничего не осталось и за 35 лет практически все изменилось. Но ответ нашелся непосредственно на месте: за все эти годы не изменилось пожалуй одно - место остановки первого вагона пригородного поезда!  



1. Как выяснилось на предыдущих снимках - зелени на станции намного поубавилось. 
2. На современном снимке за поездом возвышаются  панельные девятиэтаги микрорайона "Молодежный", которых в 70-х конечно же еще не было.
Все больше я ничего сказать по этим снимкам не могу. Разве что могу заметить если бы оба снимка были в цвете, то можно было бы сравнить оригинальную заводскую красно-желтую окраску рижского дизеля  ДР1А с современной БЧ-шной серебристо-синей.

Уже сейчас сидя в Минске я жалею о том, что не распечатал для себя больше старых снимков по Светлогорску. Тогда они мне казались чертовски сложными для исполнения, но вот сейчас почему-то так не кажется - что-нибудь да сфотографировал бы.
Так вот гляжу на этот снимок предоставленный так же начальником станции Светлогорск...

Строительство второй платформы во время субботника. 1979 год



Автор снимка неизвестен. Дата указана приблизительно. В центре снимка с лопатой - начальник станции в то время (имя неизвестно).
На заднем плане виден уже известный нам кирпичный двухэтажный дом, а справа от него одноэтажое деревянное здание. не знаю имело ли оно раньше отношение к станции, но во время реконструкции станции в начале 2000-х на его месте появилось здание билетных касс.



Мой снимок опубликованный на сайте railwayz.info. 2008 год.

Видна на том снимке и водонапорная башня, которая и по сей день стоит в не измененном виде. 

А вот еще один снимок того же весеннего субботника а-ля 1979. 



Действие происходит в районе складских помещений в южной части станции. Автор как всегда неизвестен, а год также указан примерно.

В своих личных архивах я откопал  снимок этих помещений и просто приложил его рядом к данному фото



Ракурс конечно же не тот, но кое-что можно почерпнуть:

1. Осветительные мачты стоят на тех же местах, что и раньше. Вид их нисколько не изменился, что собственно и не удивительно. Деревянные столбы ЛЭП заменены на бетонные.
2. Козловой кран стоит на том же месте, вот только это у же другой кран.
3.  Грузовая рампа осталась все та же, а вот ближняя к нам часть складского помещения все же изменилась -  были возведены кирпичные стены.
4. Ну и появился невысокий бетонный заборчик отделяющий производственную территорию от путевого развития станции.

На этом буду считать первую часть "поиска старых ракурсов" законченной. Пусть не без огрехов, но думаю в целом что-то да получилось.  На очереди будет несколько фотографий с белорусско-латвийской границы, а именно со станции Бигосово.  Ну а далее если из данной серии что-то получится путное, то материалы могут быть опубликованными на страницах портала tut.by
Tags: Фото, Чыгунка, история, фотолинии, шляхамі Беларусі
Subscribe
promo tomkad december 31, 2024 22:23 183
Buy for 30 tokens
"Кожны чалавек любіць сваю бацькаўшчыну, незалежна ад велічы і хараства сваёй прыроды, ад яе багацця і славы, ад таго дабрабыту, якім яна адорвае сваіх сыноў. Вандроўны жыхар паўночнай тундры любіць сваю суровую бацькаўшчыну не менш, чым жыхар яскравага, поўнага жыцця і фарбаў, багатага…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments