You are viewing tomkad

TomkaD - mente et malleo...
tomkad
..:::.
TomkaD - mente et malleo... [userpic]
НЕГОРЕЛОЕ-КОЛОСОВО. СССР-ПОЛЬША.ГРАНИЦА

Прошел уже почти месяц со времени нашей вылазки, а отчетик готовлю только сейчас. Еще в январе мы обсуждали с Лешей Тэрро возможную вылазку на место бывшего пограничного перехода между Польшей и СССР существовавшего между ст.Негорелое и ст.Колосово линии Москва-Брест. И вот на Пасху мы-таки выбрались в намеченный район. После поездки я решил основательно подойти к вопросу о истории данного места, а именно: собрался бороздить национальный архив на предмет наличия различных документов касающихся участка Негорелое-Столбцы. Думаю в архивах должна быть полная информация о погранзаставе: время строительства/ликвидации, количество построек, их назначение, рабочий штат, принцип работы погранперехода и др. Идея как видите хороша, да вот уже с месяц работа не продвинулась ни на шаг. Виной тому не только вселенская лень автора, но и ряд объективных причин связанных с несколькими учебами: гребаная автошкола с её не менее гребаным вождением, да и диплом мне защищать через пару недель, а тот до сих пор не написан (шоб я так диплом писал, как посты стругаю:)))




Вобщем как легко догадаться в архивы я так и не попал, хотя честно скажу что попытки были - даже звонил в отдел и говорил, что приду немного пыль с папок постряхиваю. Но пока этого не произошло, а материал лежит и маринуется, что мне не особо нравится.

Так и решил пока опубликовать практически сырой (но интересный наверное) материал, а уж потом если что дополнять его все новыми фактами, документами, фотографиями.

Что же теперь осталось от погранперехода вдохновившего Маяковского на
знаменитые строки :"Я достаю из широких штанин дубликатом бесценного груза.Читайте, завидуйте, я - гражданин Советского Союза."
Как выглядел терминал погранперехода в 30-х и как выглядят его руины сейчас смотрите в данном фотоотчете.




После заключения Рижского мирного договора между СССР и Польшей в 1921 году, значительная часть Беларуси отошла в состав Польской республики. Поделили республику в принципе так, как показано на картинке позаимствованной отсюда .




Так вот нас интересует участок железной дороги между Барановичами и Минском. 1 апреля 1921 года пограничная комиссия установила границу между Советской Россией и Польшей в 1,5 километрах к востоку от фольварка Колосово ( нынешняя станция Колосово )



На карте видны две железнодорожные станции расположенные совсем рядышком буквально в 150-200 метрах друг от друга - это и есть польский и советский пограничные терминалы. Ближайшая к этому месту станция со стороны Польши была станция Столбцы, с советской - Негорелое. Негорелое, входившее в состав Койдановского (с 1932 г. Дзержинского, в 1934-1939 Минского) района Минской области, стало первой пограничной станцией — воротами в страны Западной Европы и Америки. В эти времена здесь останавливались известные русские и зарубежные художники, писатели, артисты, музыканты, скульпторы…

Станция Негорелое источник: здесь


Стоит также упомянуть и о легендарном поезде Негорелое - Париж, который курсировал если не ошибаюсь раз в неделю.

Пассажиры поезда Негорелое -Париж     источник здесь




Вернемся же к самому погранпереходу. Осенью прошлого года я наткнулся на отчет одного поляка, который приехал в Колосово и с проводником из местных отыскал как он думал остатки фундамента здания польского терминала. Как выяснится ниже он побывал только на советских руинах, а польских так и не увидел возможно в силу того, что его проводник был "Chyba był amatorem tanich trunków, nie dało się wytrzymać w samochodzie."(Был любителем дешевых спиртных напитков... и далее "не мог стоять на ногах").

Так вот именно этот отчет и малюсенькая фотография руин фундамента как-то подколупнули моё сознание и сказали "Ты должен там побывать". Живо откликнулся на мои размышления и Леша Тэрро, ну а в самый канун Пасхи к нам присоединилась моя хорошая подруга Маша. И вот 25 апреля ближе к полудню мы сходим на перрон станции Колосово и начинаем движение по путям в сторону ст.Негорелое, придерживаясь правой (южной) стороны полотна. Пройдя метров 500 мы решили уже войти в лес и начать "прочесывать" территорию в надежде найти еще что-нибудь интересное. Результаты не заставили себя долго ждать - еще метров через 300 в лесу мы нашли остатки по-видимому блиндажа времен ВОВ, параллельно которому тянулись отчетливые траншеи военных окопов. Этот элемент я четко идентифицировал, потому как практически все детство прогулял в таких окопах у себя за домом в родном Светлогорске.





Преодолев еще метров с 300 мы заметили, что лес стал каким-то необычным  - среди сосен и елей появился явно культурный кустарник и акации.  Леша увидел какой-то столбик и начал его ковырять палкой, приговаривая, что это может быть след от польких построек, но мы с Машей  еще раньше увидели то, чего не увидел он. А именно: он стоя у этого столбика,  находился в самом центре развалин  состоящих из крупных железобетонных плит с мощной арматурой, торчащей наружу. Сомнений нет - мы на польских постройках.





По руинам видно, что размеры здания были не маленькими...



... Также совершенно очевидно, что здание бомбили - оттого его и не стало. Вот только вопрос бомбили в 39 году Советы, в 41 немцы или кто-нибудь из них уже в ходе кампаний 43-44 годов?



Да кстати вот сохранившееся фото польской заставы 1930-х годов. Руины этой заставы Вы наблюдаете на снимках ниже и выше.



Источник тут




Наше внимание привлек деревянный шест перекинутый через западинку (на ПП фото)



Подойдя ближе к этому месту, мы увидели то чего совершенно не ожидали увидеть - колодец!!!



Причем в колодец можно спуститься метров на 10 вниз по сохранившимся стальным  ступеням.



В колодец видно не раз спускались - теперь понятно назначение полена, перекинутого над дырой.














Свежие  ямы вырытые возможно черными копателями.  Тут действительно можно найти много интересного - мы вот нашли ржавую миску, а также что-то напоминающее плафон от уличного фонаря.



Кустарник  в этом лесу явно не родной



На последок еще исторический кадр : Экспресс №3 Москва-Столбцы прибывает на польскую пограничную станцию



Что ж  осмотр польской части закончен  и мы движемся дальше в сторону Негорелого  и вскоре достигаем границы, которая четко просматривается на местности  и по сей день! Линию границы унаследовала просека в лесу вдоль которой проложен кабель.



Столбик справа на фото стоит практически на том же самом месте где стоял пограничный столб между СССР и Польшей (снимок ниже)

Вид на советскую пограничную заставу.



Кстати эти снимки сделаны с польской вышки, которая стояла по левую сторону от путей. Возможно этот снимок сделан внутри неё - польский дозорный



На гуглоснимке ситуация выглядит так:



Точками показаны контуры в пределах которых находятся руины застав, жирная точка  - место где стояла польская вышка, сплошная линия - линия границы.

Ну а это старые фото непосредственно границы. В кадре польский патруль.





Источник фотографий

Наконец мы доходим до руин советской заставы. И сразу же бросается в глаза четкая разница фундамента с фундаментом польским - советский щебень, валуны с цементом, против польского железобетона и арматуры.









За пограничными воротами находится здание, руины которого мы сейчас разглядываем. Деревянная арка перекинутая над путями имела два лозунга: на стороне обращенной в сторону Советской страны въезжающие буржуи из Европы могли видеть приветствие "Привет трудящимся запада!", на обратной обращенной в сторону Европы - "Коммунизм сметет границы между странами!".


Кадры 1941 года сделанные немецкими военными





Источник здесь




Рядом с фундаментом по обе стороны от здания видны такие прямоугольные колодцы глубиной с 1 метр


Из земли торчит колючая проволока






Территория заставы обнесена деревянными столбиками с проволокой. Столбики затем продолжаются дальше в сторону о.п.Мезиновка (ближайший остановочный пункт отсюда).



А это фундамент  второго здания, которое расположено совсем рядом



На фото оно дальнее



Корни упавшего дерева вскрыли  местную "геологию")))





То же и с антипожарной распашкой идущей вдоль железнодорожных путей - она вскрывает большое количесвто битого кирпича и не только...


...есть и такие находки кусков плавленого стекла прямо рядом с фундаментом









Еще один эксклюзив из исторического - разбитый советский танк Т-26 на фоне пограничной арки. 1941 год



Источник тут


Побродив по руинам, я придумал еще одно занятие: вооружившись карандашами и листочками бумаги мы отправились обрисовывать контуры фундаментов и мерять их размеры, затем  "привязали" свои чертежи  к пикетным столбикам железной дороги  и в итоге получилась  такая реконструкция советской заставы



Ну и общая ситуация местности




Вобщем, как видите сами, конечно  же не хватает  архивных сведений. Что я мог сделать по данной теме - то сделал. Но я думаю что проглядев этот материал можно вполне себе представить как выглядели  первые "советские ворота на Запад" /"восточный оплот Польши" , а также сделать неутешительные  выводы глядя на фотографии современности.  Кто знает возможно вновь воссозданный на этом месте  "кордон"  (грамотно воссозданный) привлек бы сюда немало туристов - в первую очередь польских, для которых эта земля является настольгическим напоминанием  о некогда бывшей в их составе Западной Беларуси.

Comments

Круто!
В архивы бы заглянуть :)


Фото. Пограничный ж.д. переезд "Негорелое". Западная граница СССР, 1930-е гг. Надпись: "Привет трудящимся Запада!"

Цитата по: Дюла Ийеш "Россия. 1934" (Книга о Советском Союзе, мастера венгерской литературы, беспристрастно и зорко запечатлевшего жизнь в СССР 30-х годов.)
http://scepsis.ru/library/id_1728.html :
"
Паровоз, пыхтя, въезжает в большущие деревянные ворота, украшенные вырезанными из дерева же серпом и молотом, под которыми поместился советский герб. «Да здравствуют трудящиеся всех стран...» — по буквам разбираем мы надпись на воротах, несомненно, призванную символизировать вступление в новую эпоху, в доселе невиданный мир. <...> Оборачиваюсь назад — туда, где осталась Европа. «Коммунизм сметет границы между странами!» — гласит надпись по эту сторону ворот. <...> Слева от насыпи среди берез мелькают деревянные избы; это первое советское село, Негорелое.
"

Далее см. по ссылке - в книге есть интересное подробное описание переезда.

Спасибо за ссылку! Почитаю обязательно, но уже завтра))

Концлагерь в Березе-Картузской — продукт польского «г

Адрес страницы
http://naviny.by/rubrics/society/2009/06/17/ic_articles_116_163194/
вот здесь побывайте, очень интересно, служил в этих казармах, слышал шебуршание призраков долгими ночами в нарядах.

Вот это да! Супер!!!

клас-клас!
увосень пазамінулага году таксама адшукаў ешта пдаобнае да памежнага будынку. Як вынікае з паста - савецкая частка. Ага, і дроту там было шмат

Да,ребята,просто не знаю,что и сказать,как-то не хватает слов,чтобы выразить Вам восхищение.Вы-просто молодцы!

Ой право Вы нас смущаете:))) Спасибо конечно и Вам за интерес к месту! Оно особенное!

Да вы не смущайтесь,говорю,потому что знаю,что такое тщательная и кропотливая работа.Никакого преувеличения здесь нет.Плохо только то,как это всё выглядит сейчас,нет,не так,а отношение этой власти даже к собственной истории,ведь здесь же не князья с царями.Урла были,урла и есть.И ещё-как мало коментов...

Ну комментов я и не ожидал что будет много, потому как тема достаточно специфическая - на любителя. Одно дело полюбоваться фотографией костела и написать "как красиво!", а тут какие-то куски бетона, кирпич битый в лесу - хрен пойми что)))) Но свою публику пост тем не менее нашел. Тем более многие просто читают и им интересно, но писать что-то в комментах нужным не считают

Не знаю.Вот этот кусочек нашей земли был воротами сразу в два мира.Даже простое перечисление знаменитостей,показывавших здесь свои паспорта тянет на неслабую брошюру.Далее-собственно военная история-кто и когда служил.Далее-история спецслужб обоих сторон,тут вооще,можно представить,что творилось.Здесь музей должен быть.Я расстроился,пойду спать...

Рекомендовал запись,это одно,что могу для Вас сделать.Спасибо!

Спасибо и Вам большое! Не расстраивайтесь сильно ведь у нас все так и Вы это прекрасно знаете...

Андрей, рад, что ты написал пост. Ещё больше рад, что столько отзывов. Воистину, не зря съездили (Но, конечно же, любая поездка--не зря). Кстати (всем остальным юзерам), выбирали мы именно такую пору года, когда и снег полностью сошёл, и листвы ещё нет. Пасха оказалась наиболее походящим днём.
А книга Венгерского автора--это мега супппппппер!!!!! Скопировал всю, буду днями читать !!!!

Спасибо!

"P.S. Дядя моей бабушки работал кондуктором скорого поезда № 1703 "Париж - Берлин - Варшава - Столбцы (Негорелое)" - круто!

Очень интересно! Молодцы!

Отличный пост. Кстати, помнится, на "Паровозе" было служебное расписание Польской ЖД. Там легендарные поезда на Париж упоминались

Да на паровозе много чего полезного, жаль что для меня он прежде всего "фотогалерея" :(( По остальным ресурсам сайта я лажу крайне редко

Но если интересно, могу нужные ссылки скинуть.

Ну можете меня направить в нужное русло;))

Re: Часть

пасиб погляжу как-нить!

Очень интересно! Поезд Негорелое-Париж - это круто :)

Интересно, при чём тут шах Афганистана? :)

Ну наведывался видимо в страну советов

Экого он крюка-то дал - через Польшу...

(Anonymous)
oliva_s

Ёсць інтэрнэт-архіў успамінаў, створаны прафесійнымі гісторыкамі http://www.nashapamiac.org. Там у тым ліку калекцыі успамінаў, сабраны на мяжы 1939 (Палессе і Міншчына). А таксама адмысловая рубрыка. У наступным годзе плануецца экспедыцыя на Віцебшчыну. Таксама па мяжы. Далучайцеся.
Вам дзякуй за фота.

Re: oliva_s

Дзякуй за спасылку!

Статья на Тутбае про эту границу с некоторыми старыми и новыми фотками:
http://news.tut.by/society/359978.html

ага вижу

Спасибо, интересно

Во-первых, вот ещё пара немецких фоток с иБея: http://www.ebay.com/itm/n9-Polen-Russland-Russische-Grenze-Schild-Torbogen-Stern-/190926597289 http://www.ebay.com/itm/n11-Polen-Russland-Russische-Grenze-Schild-Torbogen-Soldaten-Einheimische-/190926598393
Во-вторых, чего не промеряли фундаменты польской заставы и не насли на спутниковый снимок?
В-третьих, в архивы так и не заглянули?

Re: Спасибо, интересно

Идея промерять фундаменты пришла в голову в качестве бонуса - времени до электрички еще оставалось немного и надо было себя занять. До руин польской заставы расстояние было несколько сот метров и если честно нам уже не особо хотелось возвращаться в лес. Вот потому и не нанесли.
В архивы так и не заглянул - учеба в универе кончилась и меня своя работа затянула

Супер! Спасибо большое)

Не за что! Рад, что еще дорываются люди до старых моих записей :))