?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Несколько дней назад, 1 декабря 2016 года, свой 5-летний юбилей справил Алматинский метрополитен, который стал первым по счёту в Казахстане, вторым в средней Азии после Ташкентского и 16-м на территории бывшего Советского союза. Вспышку я, конечно, проморгал (был занят) и не подготовил этот псто ко дню самого праздника, а вчера вот уселся посмотреть, чего же такого мне удалось нарыть в алматинском метро во время своего майского визита. Оказалось, что фоток довольно много - кое-чего и могу состряпать.

Что в первую очередь нужно знать про алматинский метрополитен: он современный, красивый и пустой. Ну то, что современный, так это понятно - первый поезд здесь пошёл в декабре 2011-го года. Быть не красивым и не понтовым он тоже не мог - всё-таки Азия и тут всё должно быть пабагатаму. А вот пустым метро является, по моему мнению, из-за трёх причин: своей относительной молодости (народ ещё не привык и не приобщился толком), довольно неудобному графику работы (касается времени работы станций и интервала движения поездов), ну и некоторым национальным особенностям передвижения (вся средняя Азия и по сей день продолжает ездить на дешёвых нелегальных такси). Немного подробнее об этом попробую написать в данном посте.



Как выглядит метро южной столицы Казахстана, смотрим  и читаем под катом.


Впервые о метро в Алма-Ате заговорили ещё в 1978 году, когда был утверждён новый генплан города. В 1980 году Косыгин дал распоряжение на разработку ТЭО, проектирование и скорейшее начало строительства метрополитена в "яблочном городе", на что довольно быстро отреагировали власти Казахской ССР. При подготовительных работах под нужды метро в городе было снесено 137 зданий, в том числе 92 жилых дома. Непосредственно строительство первой очереди метрополитена (включала 8 станций) началось в 1988 году и до развала СССР велось за счёт всесоюзного бюджета. Ну а в 1991 году, после развала большой страны, все работы на большой стройке в Алма-Ате были заморожены.

С 1991 по 2003 годы было много намерений возобновить стройку: приглашались зарубежные компании на проектирование, привлекались инвесторы извне, да только всё это не принесло никаких результатов. В 2003-м году проект получил финансирование из республиканского бюджета и работы вновь возобновились. Как и везде на постсоветском пространстве, стройка носила во многом политический характер, являлась что ли делом престижа страны. Нурсултан Назарбаев и другие чиновники неоднократно подгоняли проходчиков, указывали нереальные сроки сдачи  и ввода объекта в эксплуатацию, что, как мы знаем, обычно ни до чего хорошего не доводит. Так или иначе, только 1 декабря 2011 года состоялось торжественное открытие  метрополитена Алматы.

Превая очередь протяжённостью линии в 10,3 км включила в себя 9 станций (5 - глубокого заложения и 4 - мелкого): Московская, Сайран, Алатау, Театр Ауэзова, Байконыр, Абая, Алмалы, Жибек Жолы и Райымбек Батыра. Существуют планы по продлению первой линии в западном направлении к удалённым жилым микрорайонам, планируется строительство второй, а на некоторых перспективных схемах развития и третьей линии метрополитена.



Пятиминутка общей информации подошла к концу, так что теперь  спускаемся под землю и начинаем изучать станции Алматинского метрополитена.

Московская

Произносить название этой станции возможно даже и не стоило - это и так становится ясно по внутреннему оформлению. Станция двухъярусная, оформлена в основном в красно-белых цветах. На верхнем ярусе висят большие фотографии с наиболее значимыми сооружениями златоглавой, а нижнем ярусе в глаза сразу же бросается силуэт кремлёвской стены.





Турникеты на выход



Верхний ярус





Московский кремль





Контактный рельс удалён от платформы, а не спрятан под неё, как у нас в Минске



В Алматинском метрополитене в настоящее время эксплуатируются южнокорейские поезда фирмы Хёндай.  Всего в парке числится 7 таких составов



Составы четырёхвагонные, со сквозным проходом, салон кондиционируется, бумажной рекламы практически нет - вся реклама в виде роликов и слайдов выводится на телевизоры (видны в кадре снизу)





Сайран, как и Московская, является двухъярусной станцией. Оформление здесь более скромное. Вообще эти две станции строились и отделывались последними.





Второй ярус





Выставка картин



На платформе





Что касается неудобств алматинского метро, о которых я упомянул во вступлении к посту.
Во-первых, это режим работы. В инторнетах время работы метрополитена указано с 6.30 до 23.30,  но я кажись своими глазами видел на входных дверях одной из станций 7.00-23.00.  В любом случае для большого города, такой график работы главного вида общественного транспорта не назовёшь приемлемым.
Во-вторых, это интервал движения поездов. В выходные дни поезда ходят через каждые 13 минут, в будние в межпиковое время - 10 минут, а в часы пик - 8 минут!!!! Май гадбл. Возможно именно поэтому метро и не пользуется большим спросом у алматинцев. Уж тем более, что в любом среднеазиатском городе можно просто стать у обочины дороги, поднять руку и сразу сесть в такси, которое за очень небольшие деньги доставит в нужную часть города.

Алатау представляет собой односводчатую станцию с двумя платформами, которые разделяются железнодорожным полотном.






Под сводом станции виднеется изображение острых пиков гор Алатау (дословно "пёстрые горы")




Один из немногих расклеенных рекламой вагонов



Свой интерес в Алматинском метро представляет и система оплаты проезда. Бесконтактные многоразовые смарт-карты, а также недавно введённые единые проездные (система ОНАЙ)  в общем-то не должны вызвать какого-то удивления у современного человека, а вот одноразовые жетончики, которые продаются в Алматы - это просто дичь! Дело в том, что они не только одноразовые, но и срок их действия истекает в тот же день, когда они были куплены!  Как пояснила кассир одной из станций, каждый день в системе меняются кодировки и чипы жетончиков становятся не действительными. Зато существует так называемый "день жетона", объявленный по средам, когда можно прийти со своими просроченными жетонами и воспользоваться ими.  Такой особенности я ещё нигде не встречал, если честно. Так что, дорогой соотечественник, не вздумай тариться в Алматы жетонами впрок, ну или ожидай среду.

Театр Ауэзова



Скамейки в метрополитене сделаны из натурального камня. Это, конечно, красиво, но вот в задницу уж сильно холодно.



В конце перрона находится тематическая мозаика









Едем дальше



Байконыр







DSC09567-02.jpg



Станция Байконыр является пилонной, то есть центральный зал и станционные тоннели предсталяют собой независимые помещения и разделены между собой рядами пилонов





Какая-то из глубоких цитат президента Назарбаева. Что-то про метро и 20-летие независимости





Станция Абая, хотя и расположена ближе всего к административному центру Алматы, не представляет из себя чего-то такого интересного.  Разве что только в районе Абая, трасса метро меняет своё ориентирование на 90 градусов (с широтного на меридиональное).







Станция Алмалы или как мы перевели для себя - "яблочная".





Настенная мозаика




А вот, собственно, и яблочная тематика на станции: Назарбаев и цветущая яблоня.





В другом конце станции - большой "яблочный" витраж



Выход к эскалаторам



На порядок глубже, нежели в Минске



Жибек Жолы является одной из самых красивых станций алматинского метрополитена. Различные вариации этого названия вы обязательно встретите в каждой из среднеазиатских республик (Йопек Йолы в Туркменистане, Жибек Жолу в Кыргызстане, Ипак Йолы в Узбекистане) и переводится это всё как "Шёлковый путь".Шёлковый путь - неотъемлемая часть истории Средней Азии и Азии вообще. В честь него называют улицы, магазины, населённые пункты и даже станции метро.

Наземный вестибюль станции метро Жибек Жолы



В вестибюле станции на стене находится большая карта-мозаика, выложенная красивой майоликовой плиткой. Несложно догадаться, что на карте отражены основные и вспомогательные ветви Великого Шёлкового пути, а также отмечены важнейшие торговые города того времени.



Всё не могу понять, почему Ташкент и Самарканд оказались западнее Хивы и Бухары





Устройство для перевозки инвалидов-колясочников





Центральный зал станции Жибек Жолы







В конце перрона на стене находится ещё одна красочная мозаика









Ну и наконец конечная станция первой линии метрополитена Райымбек Батыр. Отсюда ближе всего топать до ж/д-вокзала станции Алматы-2 и до автовокзала "Саяхат"







Только сейчас обратил внимание, что на перронах отсутствуют большие зеркала для машинистов, которые можно увидеть у нас в Минске



Райымбек Батыр - вполне логично предположить



Вот таким метрополитеном могут сегодня похвастаться братские казахи. Красиво, современно, но всё же пустовато.



Posts from This Journal by “Метро” Tag

  • О юбилейных жетонах метро

    В последние дни как-то не совсем выгодно езжу в минской подземке. Беру два жетона, а один из них - новенький юбилейный. Такой жалко в ход пускать -…

  • Станцыя Ліманаўка

    Окрыленный своими недавними успешными похождениями по метрополитену Самары, решил я сегодня спуститься в наше метро и прокатиться в сторону новой…

  • САМАРА - катание на метрополитене 2

    Во время своего первого визита в Самару, я успел посетить всего три станции здешнего метрополитена, о чем уже писал ранее здесь…

  • САМАРА - обкатка метрополитена

    Как уже писал ранее, неделю назад довелось мне посетить славный городок Самара, в котором проживает сегодня ни много, ни мало а 1,2 миллиона человек,…

  • Стокгольмский метрополитен. Станция HALLONBERGEN

    С самой красно-зеленой станцией стокгольмской подземки Solna Centrum мы познакомились здесь. На очереди станция Hallonbergen расположенная на…

  • SOLNA CENTRUM - Есть в Стокгольме такая станция метро

    Из наших пяти часов пребывания в Стокгольме около двух мы посвятили изучению одной из главных достопримечательностей города – местного…

promo tomkad январь 1, 2019 22:23 166
Buy for 30 tokens
"Кожны чалавек любіць сваю бацькаўшчыну, незалежна ад велічы і хараства сваёй прыроды, ад яе багацця і славы, ад таго дабрабыту, якім яна адорвае сваіх сыноў. Вандроўны жыхар паўночнай тундры любіць сваю суровую бацькаўшчыну не менш, чым жыхар яскравага, поўнага жыцця і фарбаў, багатага…

Comments

( 49 comments — Leave a comment )
soullaway
Dec. 7th, 2016 09:26 am (UTC)
Пустой конечно у них там метрополитен по сравнению с тем же Минском. Отчасти потому что мало станций.
tomkad
Dec. 7th, 2016 09:55 am (UTC)
да и интервалы движения какие-то зверские. Метро глубокое относительно: пока спустишься на платформу, пока поезда дождёшься... Уж быстрее наземным. Хотя хз - Алматы же славится и своими пробками))
soullaway
Dec. 7th, 2016 09:57 am (UTC)
Мы там больше пешком ходили. Хотя и метро конечно же протестировали. Не могу не зайти в метро если оно есть в городе:-)
tomkad
Dec. 7th, 2016 10:00 am (UTC)
Та же самая фигня. Правда в Алматы мы немного ошиблись с оценкой расстояний и пару раз шли реально очень долго и очень много, относительно того, что планировали глядя на карту. Плюс ещё если на юг идти в сторону гор)))
soullaway
Dec. 7th, 2016 10:06 am (UTC)
Мы там с местной дамой гуляли,так что она адекватно оценивала расстояния:-)
tomkad
Dec. 7th, 2016 10:09 am (UTC)
А, ну тогда да, принимается
soullaway
Dec. 7th, 2016 10:12 am (UTC)
Собсвтенно вот Илья, который ниже отписался и помог в той поездке. За что я ему и по сей день благодарен.
kroshkachupa
Dec. 7th, 2016 09:32 am (UTC)
было интересно, спасибо))
больше всего почему-то понравилось на станции "Театр Ауэзова".
tomkad
Dec. 7th, 2016 09:49 am (UTC)
Из станций классического оформления мне она понравилась и Жибек Жолы, а из хайтековых - Байконыр))
varandej
Dec. 7th, 2016 09:33 am (UTC)
Пустовато оно ещё и потому, что проложено очень неудачно: "Райымбек" находится между ЖД-вокзалом и автовокзалом, но до каждого идти минут 10-15, а "Московская" примерно в 20 минутах от второго автовокзала. Вдобавок, и до крупных жилмассивов оно толком не доходит.

В целом, на посмотреть метро очень приятное, а как повседневный транспорт - не особо. Как будто для красоты и строилось.

На панно в торце "Жибек Жолы" - обратил внимание, что Шёлковый путь оказывается доходил до Мексики?
tomkad
Dec. 7th, 2016 09:53 am (UTC)
Мы прибывали и уезжали из Алматы с каждого из указанных вокзалов, поэтому да - автобусом или такси удобнее.

Пирамиду ацтеков конечно заценил, но так и не понял в чём прикол)) Ну и ещё про положение Ташкента и Самарканда относительно Хивы и Бухары, но про это я уже указал.
livejournal
Dec. 7th, 2016 10:35 am (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal Беларуси! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
setevoykot
Dec. 7th, 2016 10:37 am (UTC)
Не, ну... Впечатляет! И люди есть. Все на уровне, молодцы казахи!
tomkad
Dec. 7th, 2016 10:45 am (UTC)
Чуток до ума довести и вообще зашибись буде))
victogan
Dec. 7th, 2016 11:21 am (UTC)
Поезда хорошие. Не понимаю почему в Минске всё цепляются за эти убогие "номерные", которые устарели уже на момент открытия.
tomkad
Dec. 7th, 2016 11:27 am (UTC)
Вероятно кому-то это выгодно)))
victogan
Dec. 7th, 2016 11:58 am (UTC)
Ничего, Штадлер пообещал откатывать больше сделать другие лучше, может и будут подвижки :)
tomkad
Dec. 7th, 2016 11:59 am (UTC)
Время покажет
mataganov
Dec. 7th, 2016 11:40 am (UTC)
Помимо удобства такси, очень многие в жизни не слезут со своего железного коня. Это же Азия) Кстати многие водители из коренных алматинцев, объясняют свое нежелание спускаться в метро, особенностью горной местности, сейсмологической опасностью, обвалами грунта при стройке и тд. Ну и поскольку это Азия, а метрополитен строился ну очень долго, то вся стройка обросла мифами, легендами, бояками :)
tomkad
Dec. 7th, 2016 11:49 am (UTC)
<<Помимо удобства такси, очень многие в жизни не слезут со своего железного коня. Это же Азия)
Алматы - город больших машин, как нам показалось)) После Узбекистана с его матизами и Киргизии, второй после Беларуси свалки европейского старья, в Алматы на глаза попадались обычно кроссоверы и джипы))
Ну Токийцев сейсмика не шибко смущает, хотя там у них куда активнее дела идут, чем на севере Тянь-Шаня))
(Anonymous)
Dec. 7th, 2016 11:56 am (UTC)
Да, купить кроссовер, а еще лучше джип, это одна из целей в жизни. Ну потом объективно говоря казахи побагаче будут и киргизов и узбеков. А насчет токийцев, не могу судить не был там. Но я сомневаюсь что у них обеденный перерыв в гос.учреждениях может составлять 1,5-2 часа, как было раньше в Алмате. (сейчас не могу судить, ибо с таможенным союзом, перестал тупо регистрироваться по приезду)
dvim
Jan. 14th, 2017 04:41 pm (UTC)
Ну из за пробок на Метро ездят часто очень небедные москвичи.
Лично знаю троих любителей метро с зп более 10 килоевро
mataganov
Dec. 7th, 2016 11:58 am (UTC)
Это я про обеденный перерыв к тому, что ритм жизни как мне представляется в Токио, на порядок выше чем в Алмате. Напорядок)))
tomkad
Dec. 7th, 2016 12:00 pm (UTC)
Ну так-то да
tomas_morr
Dec. 7th, 2016 11:45 am (UTC)
Если бы они скинули своего кровавого диктатора Назарбовича и его премьер-министра кровавого вора Азаровича, что могли бы жить как в Европе уже сейчас. А так - совок, деревня и отсталость. Посмотрите киевское метро - это настоящая европейская столица!
tomkad
Dec. 7th, 2016 11:53 am (UTC)
Был я в том метро - ничем от минского или питерского не отличается.
А Назарбовича рано скидывать! Ещё Астану не переименовали в Нурсулт-Анджелес!
mataganov
Dec. 7th, 2016 12:07 pm (UTC)
Здравствуй, столица, ты и вольная птица, это Нурсултан.
Здравствуй, Медео, горы тянутся к небу, это Нур-Ата🍎.
Здравствуй, земля, здесь шахтёрская душа, это Нураганда🔧.
Здравствуй, страна, это мой Нурсултанат🏰, здесь моя земля.

Я поеду в Нурогорск, а там в Нур-Каменогорск,
Заеду в Нуриноногорск и там навеет грусть.😒
Нуропавловск мне звонит📲, друг зовёт там погостить⛺,
С ним поеду в Нурстанай🚅, где песенку споём давай.

Друг, нам уже пора, впереди Нур-Орда🚀,
Там НурШимкент или НурТараз, дави скорей на газ🚦.
Посмотри на НурКурган, все нити тянут в Нурказган,
В Нуртобе идут дожди☔, в Нур-Оралее прохладные дни☁.

Здравствуй, столица, ты и вольная птица, это Нурсултан.
Здравствуй, Медео, горы тянутся к небу, это Нур-Ата🍎.
Здравствуй, земля, здесь шахтёрская душа, это Нураганда🔧.
Здравствуй, страна, это мой Нурсултанат🏰, здесь моя земля.

ЗЫ: Кому интересен оригинальный текст гуглите песню Мой Казахстан в исполнении Серика Мусалимова
tomkad
Dec. 7th, 2016 02:24 pm (UTC)
Прям гимн какой-то!
lazoukov
Dec. 7th, 2016 12:05 pm (UTC)

В Казани смарт-жетоны с 2005 года. Правда, уже можно стало не только в день покупки проехать.



Edited at 2016-12-07 12:08 pm (UTC)
tuteyshaya
Dec. 7th, 2016 12:05 pm (UTC)
Колорит пытаеются вплетать - иногда даже получается, уважуха!
tomkad
Dec. 7th, 2016 02:23 pm (UTC)
Симпатичные станции многие, мне нравятся
kr0t_by
Dec. 7th, 2016 12:59 pm (UTC)
слу. а как там с кондиционированием?
а то я тут на днях в метро Барселоны покатался... пиздец жаркое и душное.
после душного перехода заходишь полу-мокрый в вагон, а там кондей свежий воздух гоняет. а иногда и не гоняет. в общем никак не ожидал, что метро может не понравиться.
tomkad
Dec. 7th, 2016 02:23 pm (UTC)
Я ничего не почувствовал дискомфортного, а значит всё в порядке наверное. Не в метро, конечно, но по похожим причинам мне дико не понравилась канатка в Батуми: путь туда и обратно в кабинке-душегубке запомнился надолго, а жена чуть сознание не потеряла
nord_ursus
Dec. 7th, 2016 01:10 pm (UTC)
Много красивых станций. Некоторые даже станции Московского метро 1950-х гг. напоминают.

В Нижнем Новгороде и Екатеринбурге тоже интервалы по 7-8 минут. То же самое слышал про Самару (где тоже метро очень пустынное по аналогичным причинам)
tomkad
Dec. 7th, 2016 02:21 pm (UTC)
В Самаре подтверждаю - был там в метро. Интервал действительно большой и метро пустовато, хотя лучше уж на метро, чем в самарских пробках)))
micha1520
Dec. 7th, 2016 02:24 pm (UTC)
Контактный рельс там только на станциях справа по ходу движения как я вижу.
И тоже ни слова по-русски на указателях.. Прям как у нас..
tomkad
Dec. 7th, 2016 02:26 pm (UTC)
А как же?

micha1520
Dec. 7th, 2016 02:28 pm (UTC)
Ну, у нас в вагонах тоже правила проезда на русском висят :)
А вот найти станцию Октябрьскую, оказывается, не так-то и просто. Почти как Московскую в Алмате :)
tomkad
Dec. 7th, 2016 02:39 pm (UTC)
Ну печальбеда тогда, что уж и говорить
(Deleted comment)
tomkad
Dec. 7th, 2016 02:50 pm (UTC)
Ну я ходил свободно фоткал, только на улице у одного таксиста спрашивал про "режимность", так тот сказал, что никаких проблем. Вот где фоткать категорически запрещают, так это в Ташкенте. Всё метро проехал и ни одного снимка станций не увёз с собой. Есть правда одно НО: теоретически в метрополитене там принимаются заявки на разрешение проведения фотосъёмки, но срок рассмотрения заявки - два дня, что меня, конечно, не устраивало
(Deleted comment)
tomkad
Dec. 7th, 2016 03:16 pm (UTC)
Я тоже так думаю: свой конь для казаха - дело престижа))
(Deleted comment)
(Deleted comment)
heilnull
Dec. 8th, 2016 01:00 pm (UTC)
Хороший пост, основательный, но "й" в слове "мозаика" режет глаз по самую роговицу.
tomkad
Dec. 8th, 2016 01:03 pm (UTC)
:))) В сообществе попарвил везде, а вот в оригинальном посте - нет. Сейчас сделаю
fisher_y
Jan. 14th, 2017 11:27 am (UTC)
Атмосферненько...
А новые станции в настоящий момент строятся?
tomkad
Jan. 14th, 2017 02:29 pm (UTC)
Насколько я помню - строятся
( 49 comments — Leave a comment )

Profile

новые высоты
tomkad
TomkaD - mente et malleo...

Статистика



Рейтинг блогов

free counters




Поисковый анализ сайта

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Powered by LiveJournal.com